2020-2021 учебный год

14.10.2020



КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Как рассказать детям о войне. Рекомендации воспитателям

 Журнал .Справочник педагога – психолога. № 5 МАЙ 2018 ГОДА

Анна Кремлякова, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 30 «Аленушка», г. Белебей, Республика Башкортостан

В статье – рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками о Великой Отечественной войне. Расскажите воспитателям с чего начать беседу и о чем можно рассказывать детям.

Детям нужно знать: война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны. Но рассказывать стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Важно
В рассказе о войне говорите не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь

С чего начать беседу

Перед тем как рассказать ребенку о войне, педагогу нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр фильмов о военных годах.

Порекомендуйте воспитателям начать разговор с объяснения того, что в мире есть много стран, которые населяют разные люди и говорят на разных языках. Далее, можно рассказать о том, что у каждой страны есть правительство, которое, исходя из своих представлений о добре и зле, управляет народом. Война – это конфликт правительств, а не народов, но решается он за счет мирного населения.

Причина происходящих военных конфликтов не в том, что одна из сторон «плохая». Терпит бедствие население всех стран-участников. Например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских.

О войне невозможно рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

Что можно рассказывать

Младшим дошкольникам рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях. Можно показать дошкольникам портрет деда в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольничком, как это делали на фронте.

Детям старшего дошкольного возраста нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.

Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.

Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложите родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».Хочу такой сайт

Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.

Для детей среднего дошкольного возраста более понятными станут мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/csopqg.jpg

Сколько информации давать

Рассказывать ли детям о случаях крайней жестокости, пытках и массовых убийствах в Катыни, Бабьем Яру, концлагерях – решать родителям. Но дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные злостью, ненавистью, идеей. Здесь, как и с любой серьезной темой, стоит давать информацию по запросу, и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент способен воспринять.

Пример восприятия ребенком информации о войне. Я росла эмоциональным и впечатлительным ребенком. Помню, мне было лет пять или шесть, накануне праздника Победы воспитательница в детском саду рассказала нам о первом дне войны, о защитниках Брестской крепости. Потом мы слушали песню Марка Бернеса «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» («Москвичи»). Для меня это стало потрясением. Перед глазами стояли картины из песни. Я не могла спать, думала: усну – и придут фашисты, убьют нас с мамой. Такой же глубокий болезненный след в моей памяти оставили рисунки заключенных концлагерей, которые были опубликованы в журнале «Огонек» в конце 1980-х годов. А также рассказ мамы о сожженной вместе с жителями белорусской деревни Катыни.

Важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Он многого может не понять в силу возраста, разницы культур. Объяснять необходимо терпеливо и вдумчиво. Кое-что покажется очень страшным, и будет нужна поддержка близкого человека. Специально не нужно пугать, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если взрослый человек будет рядом и разделит переживание. Поддерживая ребенка, нужно показать выход из ситуации. Жизнь без войны возможна, и это главное сообщение во всех разговорах о войне.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/cexj-f.jpg










1.Деловая игра «Речь беднеет - вот вопрос- нам поможет ФГОС»( октябрь)

2.Мастер класс: Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка» (ноябрь)

3.Мастер-класс«Украшения  из фольги» (декабрь)

4.Теоретический семинар «Экономическое образование дошкольников.(февраль)

5.Семинар – практикум
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».(апрель)

Тренинги с воспитателями.

1."Вместе мы сила"(октябрь)

2."Формула хорошего настроения"(декабрь)

3."Определение успешности в работе педагога"(май)


годовой план 2020-2021г..pdf (скачать) (посмотреть)
Дополнения и изменения к годовому плану.pdf (скачать) (посмотреть)
Рабочая программа для родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».