Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму 2016 1 Авторский коллектив: Мухоморина Людмила Гавриловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБ ДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», руководитель творческой группы; Кемилева Эльвина Фикретовна, методист Центра дошкольного и начального образования ГБУ ДПО «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»; Тригуб Любовь Михайловна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»; Феклистова Елена Владимировна, методист МКУ «Методический центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций» управления образования администрации города Евпатории Республики Крым. 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации программы……………………... Принципы и подходы к формированию программы ……… Актуальность программы …………………………………... Отличительные особенности программы …………………. Новизна программы …………………………………………. Структура программы ………………………………………. Возрастная направленность программы …………………… Взаимодействие с семьями воспитанников ……………….. Учебно-методическое обеспечение программы …………... Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры ………………………………………… Целевые ориентиры образования детей младшего и среднего дошкольного возраста …………………………. Целевые ориентиры образования детей старшего дошкольного возраста ………………………………………. Значимые для разработки и реализации программы характеристики СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Раздел «Природа Крыма» ……………………………………….. Раздел «Люди Крыма и их культуры» ………………………….. Подраздел «Речевое общение на родном языке и “языке соседа”» …………………………………………….. Подраздел «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму» ……………………………….. Подраздел «История людей и памятников» ……………… Подраздел «Художественная литература» ……………….. Подраздел «Музыка» ………………………………………. Подраздел «Играем вместе» ………………………………. Раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников» …………. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Условия реализации раздела «Природа Крыма» ………… Условия реализации раздела «Люди Крыма и их культуры» …………………………………………………… Методические подходы к построению педагогического процесса ………………………………………………………….. Приложения Терминологический словарь ………………………………. Список литературы …………………………………………. 3 4 7 7 8 9 10 11 11 12 13 13 14 15 17 21 23 30 32 33 36 40 43 46 49 52 53 60 62 65 ВВЕДЕНИЕ Гражданско-патриотическое воспитание должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым ее социализации. Цель гражданско-патриотического воспитания состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов, в формировании потребности в труде. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в общественной жизни Крыма, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за него, чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, уважительное отношение к другим людям, людям другой национальности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание 4 патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний об истории, обычаях, традициях, культуре своей Родины, своего края. В основе этого сложного психолого-педагогического процесса лежит развитие чувств и выработка навыков нравственных поступков. Основой гражданского воспитания является развитие нравственных чувств. Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний – основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства, эмоции определяют поступки, выражающие отношение ребенка к окружающему миру. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных качеств, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию. Основные ценности гражданского воспитания заключаются в том, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений. В Республике Крым, где издавна проживают люди разных национальностей, очень остро стоит проблема гражданского воспитания. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что формирование гражданской позиции, гражданственности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, и не только в стенах образовательных учреждений, но и в семье. В настоящее время возникает необходимость более глубокого изучения и переосмысления потенциала гражданского воспитания для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической (методической) стороны. 5 Содержание образования детей дошкольного возраста определяет Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который определяет систему требований к развитию детей и является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования, разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (Раздел 1. п.1.7.). Предлагаемая для дошкольных образовательных учреждений Республики Крым программа «Крымский веночек» (далее – программа) направлена на воспитание детей многонационального Крымского региона. В программе определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости и воспитанности, в частности, приобретения детьми элементарных навыков гражданского поведения и межличностного общения, взаимного уважения и толерантности. Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утв. Указом главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Учитывая своеобразие культур народов Крыма, педагоги должны уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам. 6 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г. (Указ президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. №761) отмечает, что воспитание гражданственности является одной из главных задач нашего государства. Актуальность данной проблемы определяется тем огромным значением, которое имеет гражданское воспитание в социальном и духовном развитии человека. Гражданственность выступает как составной элемент мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим странам, нациям и народам. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Образовательный процесс предоставляет прекрасные возможности для постоянного духовного обогащения, воспитания любви к семье, стране, к окружающим. Цели и задачи реализации программы Основными целями реализации программы «Крымский веночек» являются следующие: – воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; – воспитание любви к Родине; – подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами. Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских документов о правах ребенка и об образовании. 7 Задачи программы: 1. Воспитание основ духовной культуры, формирование моральноэтического отношения, гражданской позиции: – к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине; – к природе родного края; – к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок. 2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии. 3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам. 4. Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей. 5. Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села, в котором они живут, с людьми, прославившими эти места. 6. Ознакомление с особенностями языка, бытом и традициями людей, проживающих в Крыму – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства. 7. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира». 8. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур. 9. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях. Принципы и подходы к формированию программы Содержание разделов программы основывается на следующих концептуальных принципах: 8 – принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этнической толерантности, «культуры мира», равноправия языковых, этнических групп независимо от статуса, численности и времени проживания на полуострове (в программе за основу берется алфавитный порядок упоминания этносов, языковых групп); – принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур (вопросы традиционной культуры рассматриваются по тематическому принципу); – принцип доступности: формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста; – принцип преемственности с начальным звеном образования предполагает продолжение и углубление содержания работы по гражданскопатриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста. Представленная программа представляет собой новую редакцию программы «Крымский веночек»1, разработанную в 2001 году творческим коллективом педагогов Крыма. Программа была успешно апробирована и интегрирована в содержание образовательного процесса детских садов. В настоящее время программа «Крымский веночек» откорректирована и дополнена в связи с переходом Крыма в образовательное пространство Российской Федерации. Актуальность программы В наше время педагогическая наука и практика акцентируют внимание общества на низком уровне этического, гражданско-патриотического воспитания, на дефиците нравственных норм, торжестве бездуховности, влиянии антикультуры на подрастающее поколение. В последнее десятилетие в детских садах наблюдается тенденция насыщения дошкольников больше знани1 «Крымский веночек». Региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму / Сост.: Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Горькая А.А., Кемилева Э.Ф., Короткова С.Н., Пичугина Т.А., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. – 2-е издание, дополненное. – Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз» 2008. – 52 с. 9 ями, нежели развития их духовно-нравственной сферы. Поэтому сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Именно глубокое духовное содержание, нравственная направленность в системе разностороннего воспитания личности обеспечивает ребенку потребности коммуникативного, познавательного, творческого характера, помогает воспринимать мир во всем его многообразии, понимать мир человеческих отношений. Отличительные особенности программы Направленность на развитие личности ребенка. Приоритетность программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящейся творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое личное мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленность программы. В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств к малой и большой Родине, их прошлому, настоящему и будущему. Направленность на нравственное воспитание. Воспитание уважения к традиционным ценностям, существующим у всех народов, таких, как любовь и почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших и др. Направленность на развитие познавательных способностей. Программа нацелена на развитие интереса, стремления получать новые знания о людях, окружающих ребенка. Формирование отношение к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Предложенные в программе подвижные игры, игры на взаимодействие, на развитие эмоциональной сферы и др. способствуют развитию потребности в движениях, развитию коммуникативности и эмоциональности, сохранению народных традиций. 10 Направленность на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка. Новизна программы «Крымский веночек» Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования. Представленная Программа является региональной парциальной образовательной программой, в содержание которой внесены изменения и дополнения в соответствии с основополагающими требованиями ФГОС ДО, задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Реализация задач ФГОС ДО требует разработки про- грамм различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (Раздел 1. п.1.6.). Одним из основных принципов дошкольного образования (Раздел 1. п.1.4.) является учет этнокультурной ситуации развития детей. Структура программы Программа состоит из трех основных разделов – целевого, организационного и содержательного. Целевой раздел представлен пояснительной запиской, планируемыми результатами освоения программы, а также значимыми для разработки и реализации программы характеристиками. В пояснительной записке определены основные цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее формированию, новизна и актуальность, отличительные особенности программы. Также в пояснительной записке дано описание учебно-методического обеспечения программы и формы взаимодействия с семьями воспитанников. В организационном разделе описаны условия реализации каждого раздела программы. 11 Содержательная часть программы представлена разделами «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Взаимодействие с семьями воспитанников». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и “языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе». Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей. Завершают этот раздел программы «Методические подходы к построению педагогического процесса». В конце Программы даны приложения – терминологический словарь и список литературы. Терминологический словарь раскрывает значение основных понятий, встречающихся в программе. Список литературы содержит источники, использованные при составлении программно-методических материалов и рекомендованные педагогам для дополнительного изучения. Возрастная направленность программы Дошкольный возраст – значимый (основной) этап в развитии ребенка. Наряду с многими открытиями и тайнами, которые ждут его в жизни, ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых отношений с миром природы, с миром людей и окружающим миром. Одной из важнейших задач педагогов дошкольного образования является создание условий для появления у детей желания познать окружающий мир и себя в этом мире, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами. В основе концептуальной идеи программы лежат положения, разработанные Ананьевым Б.Г., Венгером А.А., Выготским Л.С., Люблинской А.А., Элькониным Д.Б. и др., о том, что воспитание гражданственности в период 12 дошкольного детства чрезвычайно значимо, так как начинает формироваться самосознание ребенка. В возрасте от 6 до 7 лет идет наиболее интенсивное личностное развитие, обеспечивающее возможности социализации детей, высокий уровень их гражданских, патриотических чувств, помогающее формировать навыки законопослушного поведения. Программа «Крымский веночек» ориентирована на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения. Взаимодействие с семьями воспитанников Наряду с разделами программы, описывающими особенности крымского региона, как природного, так и социального, в программу введен раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников». Этим программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания. В разделе описаны как традиционные формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников, так и инновационные. Использование предложенных форм работы позволят педагогам успешно реализовать программу. Учебно-методическое обеспечение программы Очевидным достоинством программы является то, что она обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим учебно-методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка. Комплект методических и наглядных пособий создан творческой группой педагогов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это: «Познаем мир вместе». Методические рекомендации (авторысоставители Л.Г. Мухоморина, М.А. Араджиони, А.А. Горькая, Э.Ф. Кемилева, С.Н. Короткова, М.В. Лопатина, Т.А. Пичугина, Л.М. Тригуб, Е.В. Феклистова); «Играем вместе». Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста (составитель Л.Г. Мухоморина); «Читаем вместе». Хрестоматия для детей среднего и старшего дошкольного возраста (составитель Л.М. Тригуб); «Путешествуем по Крыму вместе». Сборник конспектов занятий (редакторы-составители Л.Г. Мухоморина, М.В. Лопатина); «Природа 13 Крыма». Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Горькая А.А.); «Помогай нам, музыка, дружить» (авторы-составители Л.П. Еременко, Г.Б. Давиденко. Под общ.ред. Л.Г. Мухомориной). Учебно-методический комплект может использоваться педагогами в образовательных организациях, группах кратковременного пребывания, в центрах развития детей, родителями (законными представителями) воспитанников дома, в семье – полностью или частично, в зависимости от конкретных условий. Наличие программы и учебно-методического комплекта создает условия для выполнения требований ФГОС ДО к условиям ее реализации, а именно: учебно-методической поддержки участников воспитательно- образовательного процесса (педагогов, родителей, детей); организационно-методического сопровождения процесса реализации программы; взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления задач гражданско-патриотического воспитания каждого ребенка; создания оптимальных условий для всех детей; организация педагогического процесса на основе сохранения традиций и включения современных подходов к решению задач. Учебно-методическое обеспечение программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании. В ближайшие планы авторского коллектива программы входит создание игрового комплекта. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры Целевые ориентиры программы «Крымский веночек» базируются на ФГОС ДО, целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к про14 грамме. Они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего школьного образования. Целевые ориентиры даны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по разделам программы. Целевые ориентиры образования детей младшего и среднего дошкольного возраста Раздел «Природа Крыма» – позитивно относятся к явлениям и объектам природы, знают некоторые объекты ближайшего окружения (растения и животных уголка природы, территории детского сада); – проявляют интерес к информации природоведческого характера; – стремятся к самостоятельным практическим действиям на природе (полить цветы, покормить рыбок и т. д.); – проявляют любознательность и познавательный интерес во всех видах организованной деятельности по усвоению программного материала; – внимательно и бережно относятся к природным объектам. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Речевое общение на «языке соседа» – проявляют позитивный интерес к окружающим людям, сверстникам, предметам, явлениям и событиям ближайшего окружения; – стремятся применять элементарные формулы общения в различных формах и ситуациях; – общаются со своими сверстниками содержательно и доброжелательно; – проявляют интерес к доступным пониманию событиям и фактам истории, современной жизни, людям, прославившим их родной город (село); – проявляют позитивный интерес к «языку соседа», понимают обращенную к ним этикетную лексику. На обращенный к ним вопрос, просьбу, указание отвечают одним словом, коротким предложением или используют невербальные средства общения; 15 – могут повторить небольшие песенки, потешки, короткие стихи, повторы в сказках на «языке соседа». Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму» – знают свое полное имя и имена членов семьи и родственников; – уверенно ориентируются в своем доме, знают названия и назначения комнат в доме, предметов быта; – знают назначение разных видов одежды (повседневной и праздничной), называют предметы одежды, украшений; – знают названия народных игрушек, их назначение; – знают и рассказывают о семейных праздниках; – знают своих соседей (по дому, по улице) по именам, имеют представление о внутреннем убранстве их домов; – знают, где работают их родители; – применяют полученные знания и умения в игровой деятельности. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «История людей и памятников» – знают название своего населенного пункта, улицы и некоторые их достопримечательности; – имеют представление о том, что в Крыму всегда проживали и живут много разных людей. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Художественная литература» – внимательно слушают и понимают текст, отвечают на вопросы по его содержанию, проявляют интерес к прочитанному; – запоминают интересные эпизоды произведения, героев, пытаются пересказывать содержание, используют запомнившиеся моменты в общении; – могут прочитать наизусть небольшие стихотворения; – узнают героев сказок на иллюстрациях, умеют соотносить содержание с иллюстрациями сказок; 16 – высказывают свое отношение к поступкам персонажей сказок. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Музыка» – проявляют интерес к народной музыке, положительно реагируют на нее; – эмоционально исполняют попевки и песенки; – выполняют простые характерные движения народных танцев. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Играем вместе» – могут осуществить замысел будущей игры; – владеют обобщенными способами построения игрового образа; – принимают участие в разных видах игр, эмоционально положительно откликаются на них; – умеют строить доброжелательные отношения с партнерами по игре. Целевые ориентиры образования детей старшего дошкольного возраста Раздел «Природа Крыма» – проявляют позитивные эмоциональные реакции на явления и объекты природы, знают объекты ближайшего окружения (растения и животных уголка природы, территории детского сада, семейного садового участка, двора); – проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь; – проявляют заинтересованность в практических действиях (наблюдать за растением, противостоять тому, кто наносит вред природе и т. д.); – отображают природоведческую деятельность в других видах детской деятельности (изобразительной, игровой и др.); – проявляют познавательную активность во всех видах организованной деятельности, направленной на усвоение программного материала, интерес к способам достижения результата, наблюдательность; – ориентируются в ближайшем природном окружении. 17 Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Речевое общение на «языке соседа» – проявляют познавательный интерес к многообразию окружающего мира, людям; – используют речь как средство общения в многообразии жизненных ситуаций, требующих разрешения; – умеют описывать достопримечательности ближайшего окружения (улицы, села, города); – слушают, понимают, воспринимают на слух диалогическую и монологическую речь воспитателей, детей на «языке соседа»; – умеют отвечать двумя-тремя словами, короткими предложениями на вопросы взрослого и детей на «языке соседа», используя формулы речевого этикета; – запоминают и произносят по памяти небольшие стихотворения, реплики персонажей сказок, повторы в сказках, песнях на «языке соседа». Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму» – имеют представления о своей семье, родственниках; – придерживаются основных правил семейного и гостевого этикета; – знают и называют некоторые известные блюда национальной кухни людей, живущих в Крыму; – знают о том, что в Крыму проживало и живет много людей разных национальностей; – к соседям по дому, по улице, к знакомым относятся доброжелательно, вежливо, знают их по именам; – знают и называют основные народные промыслы, которыми занимались и занимаются люди в их населенном пункте; – проявляют познавательный интерес к работам народных мастеров, бережно и уважительно к ним относятся; 18 – знают элементы орнаментальных мотивов декоративных росписей, характерных для различных культур; – называют профессии своих родителей, родителей своих друзей и соседей, место их работы, основные виды занятий; – бережно, уважительно относятся к святыням людей, живущих в Крыму; – применяют полученные знания и умения в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-творческой, художественноречевой. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «История людей и памятников» – имеют представление о том, что Крым находится на юге России; – проявляют интерес к истории родного населенного пункта, знают его старое и новое название, называют и могут кратко описать достопримечательности родного края и имена некоторых знаменитых людей; – имеют представление о правилах поведения при посещении святых и памятных мест, музеев; – знают название двух-трех древних народов, живших в данном регионе, и могут назвать памятники, оставленные ими; – знают, что в Крыму проживают представители разных национальностей, могут назвать некоторые их них; – знают и называют символы Российской Федерации и символику Республики Крым. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Художественная литература» – слушают, заучивают наизусть и разыгрывают с помощью воспитателя поэтические фольклорные произведения; – понимают смысл пословиц, поговорок, пробуют их использовать в соответствующих жизненных ситуациях; – проявляют стойкий интерес к сказкам людей, живущих в Крыму, высказывают свое отношение к героям сказок, дают оценку их поступкам; 19 – понимают отличие мифов, легенд, былин от сказок; – знают некоторые произведения современных писателей и поэтов Крыма. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Музыка» – знают о многообразии музыкального искусства людей, проживающих в Крыму, проявляют стойкий интерес к народной музыке; – имеют навыки слушания народной музыки, узнают характерные оттенки ее звучания; – знают некоторые народные музыкальные игры; – имеют элементарные навыки игры на детских музыкальных (народных) инструментах; – с интересом принимают участие в подготовке и проведении фольклорных праздников; – передают свои впечатления и чувства от народной музыки в других видах деятельности – изобразительной, художественно-речевой, театральной, ознакомлении с природой. Раздел «Люди Крыма и их культуры» Подраздел «Играем вместе» – используют в играх реальные и сказочные ситуации, передают отношения между людьми, знания о ближайшем окружении (семья, детский сад, город, село); – могут воплотить собственный замысел в творческих играх, интересно и содержательно развернув сюжет; – знают разные виды игр; – умеют строить дружеские партнерские отношения, самостоятельно объединяются в играх по интересам, самостоятельно договариваются друг с другом, распределяют роли, пытаются сами разрешать конфликтные ситуации. 20 ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народов Крыма. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на положительных идеях народной педагогики, на ознакомлении с национальными традициями. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств и различных форм влияния. Знакомство дошкольников с культурными истоками родного края становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относятся и гражданско- патриотические чувства. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоциональнопознавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо учить быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. 21 Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Под гражданско-патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, владеющего навыками законопослушного поведения, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой, уважающего культуру людей, живущих рядом. В качестве основы гражданскопатриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения выступает взаимосвязанная целостность знаний, чувств, эмоций отношений, поступков. 22