МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 "ИВУШКА" П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №2 «ИВУШКА») Аналитическая справка об организации развивающей предметнопространственной среды в группах. В соответствии с основными задачами годового плана воспитательно-образовательной работы на 2022-2023 учебный год, в период с 01.03.2023г. по 15.03.2023г. был проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Детский сад №2 «Ивушка». Цель: определить состояние предметно-развивающей среды групп ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдением санитарных норм. Задачи: 1. Создание благоприятных условий для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка. 2. Активизация усилий педагогического коллектива детского сада в создании развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. 3. Проанализировать интеграцию в РППС ОП ДО по ОО: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. 4. Проявление новаторства, развитие нестандартных подходов в создании среды. Критерии оценки: с 1. Создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ, СанПиН. 2. Эстетичное оформление помещений, игр и пособий. 3. Наполняемость центров в соответствие возрастом детей и требованиям образовательной программы ДОУ. 4. Соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС. В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы следующие методы: изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп в соответствии с возрастными особенностями и 5 направлениям развития дошкольников; изучение в центрах материалов и оборудования в соответствии с примерным перечнем игрового оборудования и программного обеспечения; На основании проведенного мониторинга можно констатировать следующее: Созданная развивающая предметнопространственная среда учитывает особенности реализуемой в ДОУ ООП ДО. В учреждении 7 групп, физкультурный и музыкальный зал, кабинеты специалистов, методический кабинет. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Все групповые помещения соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора: -сектор активной деятельности : центр двигательной деятельности, центр музыкальнотеатрализованной деятельности, игровые центры; сектор спокойной деятельности центр художественной литературы, центр природы, центр отдыха; рабочий сектор познавательно-исследовательской деятельности, центр продуктивной деятельности. В построении развивающей среды в ДОУ педагоги руководствовались принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в соответствии с содержанием программы. Реализация принципа прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами. Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, такие как: в группе раннего возраста и младших группах - пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в средних группах - палочки Кьюзинера, тематические блоки Дьеныша, шнуровки разной степени сложности, в группах старшего дошкольного возраста - игры-головоломки. Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие образно- символического материала: настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности. Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные виды конструкторов: напольный, деревянный, настольный. Организованы Центры: «Строительной игры». Принцип насыщенности в обозначенных группах соблюдается не только в наличии разнообразного строительного материала, но и наличием схем для строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской деятельности по конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных группах имеются игрушки-персонажи (фигурки людей и животных). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей. Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах представлены костюмы и атрибуты. «Костюмерная» групп позволяет детям развернуть сюжеты игр- инсценировок. В группах представлен разнообразный материал по различным видам театра - пальчиковый, театр игрушки, театр на фланелеграфе. В группах есть места для уединения детей. Для самостоятельного чтения, рассматривания альбомов, энциклопедий, альбомов по ознакомлению с окружающим. Во всех группах имеется подборка литературных произведений (стихи, сказки, рассказы, басни, былины), имеются альбомы для ознакомления детей с творчеством писателей в доступной для них форме (в картинках). Вся представленная выше среда способствует созданию у ребенка «своего» личного пространства. Общение детей со сверстниками и взрослыми реализуется в коммуникативной деятельности. Для этого во всех возрастных группах представлен следующий материал: – игры и альбомы для рассматривания со звуковыми эффектами, игрушки-забавы, игр на составление логических цепочек по типу «до и после». Для организации познавательно-исследовательской деятельности, в групповом пространстве представлены - пробирки, баночки, стаканчики, микроскоп, составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели, различные щипцы, палочки для смешивания алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности (по типу «что сначала - что потом»). В каждой группе организован Центр продуктивной деятельности детей. Центр музыкально – театрализованной деятельности, в каждой группе представлен поразному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. Имеются костюмы для разыгрывания сказок, различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для украшений костюмов). В центре двигательной деятельности во всех группах имеется оборудование для ловли, катания, бросания (кольцебросы, мячи, разноцветные кегли). В музыкальном зале - имеются различные музыкальные инструменты (деревянные ложки, металлофоны, трещотки и т.д.), альбомы для закрепления знаний о музыкальных инструментах, дидактические игры по музыкальному воспитанию. В физкультурном зале - оборудование для основных и общеразвивающих упражнений (обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические). Групповое пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Принцип полифункциональности представлен наличием в группах предметов, выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах – имеются предметы- заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно- ролевых играх (например: «Магазин», «Семья»). Вариативность среды группы отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей. Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах представлены декоративные сезонные ветки в вазах, имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например: «Животные леса»), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике. Принцип доступности реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал). Принцип безопасности реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую и издательскую продукцию. В раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков, поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. Представлена выставка в виде фотографий детей «Визитная карточка группы», оформлены папки- передвижки с сезонной информацией для родителей. Выносное оборудование соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской деятельности, а также несет в себе посезонную информацию. Хранение игрушек организованно на площадках, в специальном контейнере. Методическое оснащение: библиотека педагогической, справочной и детской литературы, копилка педагогического опыта коллектива, дидактический наглядный и раздаточный материал для занятий с детьми. Обеспеченность образовательного процесса техническими средствами: Имеются технические средства для осуществления воспитательно-образовательного процесса: проектор, экран, музыкальный центр, 3 компьютеров, МФУ, принтеры. Имеется единая локальная сеть, все 3 компьютеров имеют выход в Интернет. Общие выводы по результатам мониторинга: 1. Организация РППС в соответствии с Рабочей программой педагога. Наличие и содержание центров развития Рабочим программам педагогов. В группах имеется материал и оборудование по 5 направлениям развития ребенка. 2. Организация РППс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. РППС групп построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступна и безопасна. 3. Реализация индивидуального подхода РППС в группах создана и направлена на обеспечение индивидуального подхода каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 4. Оформление группы в соответствии с темой отраженной в рабочей программе . Группы оформляются в соответствии с темой недели: наглядный и демонстрационный материал, папки передвижки, д/и, уголок - выставка детских работ "Наше творчество". 5. Использование всей площади группы для развития детей. Зоны групп хорошо разграничены, оснащены большим количеством развивающих материалов, эстетически выдержаны и подобраны. 6. Соблюдение техники безопасности, психологическая комфортность. При организации РППС групп соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов, требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, психологического комфорта. Рекомендации: продолжать насыщать РППС групп в соответсвтии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: совершенствовать возможность трансформируемости пространства . При наполнении РППС необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)