МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 "ИВУШКА" П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №2 «ИВУШКА»)
Аналитическая справка
об организации развивающей предметнопространственной среды в группах.
В соответствии с основными задачами годового плана воспитательно-образовательной
работы на 2022-2023 учебный год, в период с 01.03.2023г. по 15.03.2023г. был проведен
мониторинг развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Детский сад №2
«Ивушка».
Цель: определить состояние предметно-развивающей среды групп ДОУ, в соответствии с
требованиями ФГОС, соблюдением санитарных норм.
Задачи:
1.
Создание благоприятных условий для умственного, психического, физического,
нравственного и эстетического развития каждого ребенка.
2.
Активизация усилий педагогического коллектива детского сада в создании
развивающей предметно-развивающей среды, обеспечивающей максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства группы.
3.
Проанализировать интеграцию в РППС ОП ДО по ОО: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
4. Проявление новаторства, развитие
нестандартных подходов в создании среды. Критерии оценки:
с
1. Создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ,
СанПиН.
2. Эстетичное оформление помещений, игр и пособий.
3.
Наполняемость
центров
в
соответствие
возрастом
детей и требованиям образовательной программы ДОУ.
4. Соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС.
В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы
следующие методы:
изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп в
соответствии с возрастными особенностями и 5 направлениям развития дошкольников;
изучение в центрах материалов и оборудования в соответствии с примерным
перечнем игрового оборудования и программного обеспечения;
На основании проведенного мониторинга можно констатировать следующее:
Созданная
развивающая
предметнопространственная
среда
учитывает
особенности реализуемой в ДОУ ООП ДО.
В учреждении 7 групп, физкультурный и музыкальный зал, кабинеты специалистов,
методический кабинет. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и
игрушек.
Все групповые помещения соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора:
-сектор активной деятельности : центр двигательной деятельности, центр музыкальнотеатрализованной деятельности, игровые центры;
сектор спокойной деятельности центр художественной литературы, центр
природы, центр отдыха;
рабочий
сектор
познавательно-исследовательской
деятельности,
центр
продуктивной деятельности.
В построении развивающей среды в ДОУ педагоги руководствовались принципами,
обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда в группах в достаточной мере
выстроена
с
учетом
этих
принципов:
насыщенности,
трансформируемости,
полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в
соответствии с содержанием программы.
Реализация принципа прослеживается в подборе материалов и оборудования в
соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в
младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами.
Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в
действии, такие как: в группе раннего возраста и младших группах - пирамидки, матрешки,
шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в средних группах - палочки Кьюзинера,
тематические блоки Дьеныша, шнуровки разной степени сложности, в группах старшего
дошкольного возраста - игры-головоломки.
Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие
образно- символического материала: настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные
картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности.
Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал:
кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные виды
конструкторов: напольный, деревянный, настольный.
Организованы Центры:
«Строительной игры». Принцип насыщенности в обозначенных группах соблюдается не
только в наличии разнообразного строительного материала, но и наличием схем для
строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской деятельности по
конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных группах имеются
игрушки-персонажи (фигурки людей и животных).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей.
Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах
представлены костюмы и атрибуты. «Костюмерная» групп позволяет детям развернуть сюжеты
игр- инсценировок. В группах представлен разнообразный материал по различным видам театра
- пальчиковый, театр игрушки, театр на фланелеграфе. В группах есть места для уединения
детей. Для самостоятельного чтения, рассматривания альбомов, энциклопедий, альбомов по
ознакомлению с окружающим.
Во всех группах имеется подборка литературных произведений (стихи, сказки, рассказы,
басни, былины), имеются альбомы для ознакомления детей с творчеством писателей в доступной
для них форме (в картинках). Вся представленная выше среда способствует созданию у ребенка
«своего» личного пространства.
Общение детей со сверстниками и взрослыми реализуется в коммуникативной
деятельности. Для этого во всех возрастных группах представлен следующий материал: – игры
и альбомы для рассматривания со звуковыми эффектами, игрушки-забавы, игр на составление
логических цепочек по типу «до и после».
Для организации познавательно-исследовательской деятельности, в групповом
пространстве представлены - пробирки, баночки, стаканчики, микроскоп, составлена картотека
опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными
растениями, различные схемы и модели, различные щипцы, палочки для смешивания алгоритмы
опытно-экспериментальной деятельности (по типу «что сначала - что потом»).
В каждой группе организован Центр продуктивной деятельности детей.
Центр музыкально – театрализованной деятельности, в каждой группе представлен поразному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. Имеются костюмы для
разыгрывания сказок, различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для
украшений костюмов).
В центре двигательной деятельности во всех группах имеется оборудование для ловли,
катания, бросания (кольцебросы, мячи, разноцветные кегли).
В музыкальном зале - имеются различные музыкальные инструменты (деревянные
ложки, металлофоны, трещотки и т.д.), альбомы для закрепления знаний о музыкальных
инструментах, дидактические игры по музыкальному воспитанию.
В физкультурном зале - оборудование для основных и общеразвивающих упражнений
(обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические).
Групповое пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации
и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа
заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в
соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не
мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием,
инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Принцип полифункциональности представлен наличием в группах предметов,
выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы,
которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах – имеются
предметы- заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный
материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно- ролевых играх
(например: «Магазин»,
«Семья»).
Вариативность среды группы отражается в наличии различных пространств для игр,
периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек
обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих
различную активность детей.
Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп
переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах представлены декоративные
сезонные ветки в вазах, имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например:
«Животные леса»), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике.
Принцип доступности реализуется через доступно расположенное оборудование,
игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство
доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал,
предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей
в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (бумага, краски,
карандаши, природный материал).
Принцип безопасности реализуется в представленных предметах и оборудовании в
групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель
и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место
для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и
взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же
предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является
одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую и
издательскую продукцию.
В раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков,
поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. Представлена выставка в
виде фотографий детей «Визитная карточка группы», оформлены папки- передвижки с сезонной
информацией для родителей.
Выносное оборудование соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской
деятельности, а также несет в себе посезонную информацию. Хранение игрушек организованно
на площадках, в специальном контейнере.
Методическое оснащение: библиотека педагогической, справочной и детской литературы, копилка
педагогического опыта коллектива, дидактический наглядный и раздаточный материал для
занятий с детьми.
Обеспеченность образовательного процесса техническими средствами:
Имеются технические средства для осуществления воспитательно-образовательного процесса:
проектор, экран, музыкальный центр, 3 компьютеров, МФУ, принтеры. Имеется единая локальная
сеть, все 3 компьютеров имеют выход в Интернет.
Общие выводы по результатам мониторинга:
1. Организация РППС в соответствии с Рабочей программой педагога.
Наличие и содержание центров развития Рабочим программам педагогов. В группах имеется
материал и оборудование по 5 направлениям развития ребенка.
2. Организация РППс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
РППС групп построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО, содержательно
насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступна и безопасна.
3. Реализация индивидуального подхода РППС в группах создана и направлена на обеспечение
индивидуального подхода каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня
активности.
4. Оформление группы в соответствии с темой отраженной в рабочей программе . Группы
оформляются в соответствии с темой недели: наглядный и демонстрационный материал, папки передвижки, д/и, уголок - выставка детских работ "Наше творчество".
5. Использование всей площади группы для развития детей. Зоны групп хорошо разграничены,
оснащены большим количеством развивающих материалов, эстетически выдержаны и подобраны.
6. Соблюдение техники безопасности, психологическая комфортность. При организации РППС
групп соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов,
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, психологического
комфорта.
Рекомендации: продолжать насыщать РППС групп в соответсвтии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей: совершенствовать возможность трансформируемости
пространства . При наполнении РППС необходимо использовать как традиционные, так и
современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную многофункциональную
среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический
опыт организации деятельности дошкольников.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)