I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной
образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А.
Васильевой, Т.С. Комаровой, на основе программы психолого-педагогических
занятий «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и с учетом ФГОС
ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога-психолога
по
всем
профессиональным
направлениям
(психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое
консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации
образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и
администрацией ДОУ.
Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение
и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является
одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования
и рассматривается как условие реализации ООП ДО. Предметом деятельности
педагога – психолога ДОУ выступают интегративные качества ребенка,
формируемые на протяжении дошкольного возраста.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минтруда от 24.07.2015 №514н «Об утверждениипрофессионального
стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»»;
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Инструктивное письмо Минобрнауки от 24.12. 2001 №29/1886-6 «Об
использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного
учреждения»;
Должностная инструкция педагога-психолога;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4
(Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13»);
Устав ДОУ.
1.2. Цели и задачи программы
Психологическое сопровождение - является структурным компонентом
образовательной программы ДОУ, разработано с целью:
обеспечения психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ, его
социально-эмоционального благополучия;
развития
и
частичной
коррекции
эмоционально-личностной,
познавательной,
коммуникативной,
поведенческой
сфер
личности
воспитанников;
создание благоприятных социально-психологических условий для
успешного воспитания, обучения и психологического развития детей в рамках
образовательной среды.
Реализация обозначенных целей предусматривает в деятельности педагогапсихолога решение основных задач:
1. Проводить диагностическое обследование воспитанников с целью
выявленияих индивидуальных возможностей и способностей.
2. Обоснованно строить пути коррекционно-развивающей работы на более
глубоком уровне той или иной страдающей функции в психической организации
деятельности ребенка, его поведения в образовательном учреждении.
3. Оказывать психологическую помощь конкретным дошкольникам в
преодолении возможных трудностей в развитии.
4.
Осуществлять психологическую поддержку педагогам с целью сплочения
коллектива, создания условий творческого роста, профессионального и
личностного саморазвития. Способствовать разрешению личных и
профессиональных конфликтов.
5.
Оказывать консультативную помощь педагогам, родителям с целью
преодоления проблем воспитания и развития детей.
6.
Развивать толерантное самосознание у детей, педагогов, родителей;
способствовать формированию чувства эмпатии и взаимного принятия в системе
отношений родитель-родитель, родитель-педагог, педагог-ребенок.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Процесс психологического сопровождения воспитанников строится с
опорой на следующие принципы:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
- стремление к автономизации.
5
Отбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы
осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и специальной
педагогики. Применение в тесном единстве общедидактических и специальных
принципов осуществления психологического сопровождения позволяет
обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка, его
эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.
1.4. Особенности сопровождения
Психологическое сопровождение воспитанников включает в себя:
- наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе, определение
особенностей развития детей, анализ микроклимата в группе; определение
социального статуса группы и отдельных детей (дети-лидеры, аутсайдеры ит.
д.);
- разработка методов и способов коррекции микроклимата группы (при
необходимости) и ознакомление с ними воспитателей группы и специалистов,
работающих с этими детьми;
- индивидуальная работа со всеми детьми в процессе их адаптации к ДОУ;
- работа с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;
- выделение детей, имеющих трудности:
- в общении (агрессивные, робкие, застенчивые);
- в поведении (упрямые, капризные, конфликтные, непослушные);
- в обучении (дети, не усваивающие учебного содержания,
соответствующеговозрастным возможностям);
- в эмоциональном развитии (дети с постоянно пониженным
фоном
настроения, тревожные, возбудимые и т. д.);
- детей, имеющих специфические психофизиологические отклонения
(гиперактивные, гипоактивные, инфантильные и т. д.);
- индивидуальное обследование детей и организация в случае необходимости
индивидуальных и подгрупповых корригирующих занятий в соответствии с
индивидуальными особенностями их развития (совместно с воспитателями
групп);
- разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по организации
жизни детей в детском саду и семье.
В случае необходимости направление этих детей на консультацию в
психоневрологический диспансер, детскую поликлинику, ДОУ для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Центр диагностики и консультирования».
Решение программных задач осуществляется в свободной совместной
деятельности взрослого и детей (формы организации: подгруппа, подвижная
микрогруппа, индивидуально), в период с 1 сентября по 31 мая.
Диагностическое обследование воспитанников педагогом-психологом
предусмотрено два раза в год: стартовое (сентябрь – октябрь), итоговое (апрель 6
май), промежуточное (по мере необходимости, по запросу).
Совместная деятельность педагога-психолога с подгруппой/подвижной
микрогруппой воспитанников осуществляется не реже одного раза в неделю.
Продолжительность
взаимодействия
педагога-психолога
с
подгруппой/подвижной микрогруппой воспитанников регламентируется
санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами:
для детей пятого года жизни - не более 20 минут; для детей шестого года
жизни - не более 25 минут; для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.
Продолжительность совместной деятельности педагога-психолога и
отдельного ребенка (индивидуальная работа) не превышает 15 минут,
осуществляется не реже 1 раза в неделю.
1.5. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства
СП «Детский сад» МКОУ «Колодезянская СОШ имени Герасимова Евгения
Алексеевича» содержит в себе 6 групп для детей от 2 до 7 лет: одна группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет), одна групп младшего возраста (от 3 до 4 лет),
одна группа среднего возраста (от 4 до 5 лет), одна группа старшего возраста (от
5 до 6 лет), две группы подготовительных к школе (от 6 до 7 лет). Все группы
общеобразовательные.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования
психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования
различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и
структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторамкак
речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и
включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций
возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее
структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания
и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в
наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в
познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни
психических функций, которым становятся присущи новые свойства,
позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям
жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают
поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной
информации происходит включение ребенка в социальные формы
жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды
7
деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители,
воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического
развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы
жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической
организации дошкольника в целом на всех ее уровняхи в ее различных формах
создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду
развития.
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваютсясоотносящие
и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого;
совершенствуется восприятие, речь, начальные формыпроизвольного поведения,
игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К
концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни
появляются действия с предметами заместителями.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности
и отходящих от неё линий.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету;
различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их
с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей
появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст
завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет.
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В
младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К
8
концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более
форм предметов и до 7 и более цветов, способныдифференцировать предметы
по величине, ориентироваться в пространствегруппы детского сада, а при
определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего
дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить
3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста
они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны
установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во
взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников
во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка,
продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать
ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по
схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать
в памяти при выполнении каких-либо действийнесложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общениисо
взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
9
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых.
При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный
характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной
деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд
– по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно
если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим
развитием
изобразительной
деятельности,
отличающейся
высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа
обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов
одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
10
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится ещё более детализированным и
пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений,
так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми
им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными
признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у
дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической
речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и
пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении;
11
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названияокружающих
предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях
и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
12
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкамлюдей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальнымизнаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет;знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. Присоблюдении требований к
условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
II Содержательный раздел
2. 1. Приоритетные направления программы
-диагностическое: обеспечивает выявление индивидуальных возможностей
и способностей воспитанников; особенностей развития и учета в дальнейшей
коррекционно-развивающей работе;
-коррекционно-развивающее: обеспечивает обоснованное построение
коррекционно-развивающей работы, с учётом индивидуальных особенностей и
потребностей детей; своевременную специализированную помощь в освоении
содержания образования и имеющихся отклонений в познавательном и
эмоционально-волевом развитии детей дошкольного возраста;
-психопрофилактическое:
обеспечивает
выявление
факторов,
способствующих возникновению и развитию признаков эмоционального
неблагополучия ребенка (чувства неполноценности, низкая самооценка,
трудности общения, неадекватная полоролевая идентификация, неадекватная
возрастная идентификация). Применение психолого-педагогических приемов,
направленных на предупреждение нежелательных форм поведения
(индивидуальные беседы с ребенком, воспитателями, родителями, применение
подвижных, сюжетно-ролевых игр, использование и анализ продуктивных видов
13
деятельности, отдельные приемы рациональной психотерапии);
-консультативное: обеспечивает помощь педагогам, родителям, с целью
преодоления проблем воспитания и развития детей;
-просветительское: направлено на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного
процесса — воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в
развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
2.2. Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его
динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом- психологом в
рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психологопедагогическая диагностика понимается какоценка развития и его динамики у
детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой
оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим
планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге)
допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
По результатам психодиагностики определяются следующие категории
воспитанников:
1. Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы.
2. Дети с пограничными показателями развития познавательных
процессов.
3. Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным
поведением, дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной
области при значительных успехах в другой образовательной области).
4. Дети с особенностями эмоционально-волевой сферы: агрессивные,
тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных
трудностей усвоения программного материала при групповой работе
педагога).
По результатам психодиагностики педагогам группы даются рекомендации
по оптимизации образовательного процесса.
В течение учебного года проводится дополнительная углубленная
14
диагностика развития ребенка по запросам участников образовательного
процесса (педагогов, родителей).
Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей
психоэмоциональной сферы педагогов (а также представителей администрации)
для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания».
Основной метод исследования беседа, с применением проективных техник.
Индивидуальная диагностическая работа с детьми по выявлению
уровня психических процессов (подготовительные группы).
Анализ уровня психических процессов после
коррекционно-развивающих занятий (подготовительные группы).
Индивидуальная диагностическая работа по выявлению
уровня психических процессов, эмоциональной сферы (старшие
группы).
Анализ уровня развития психических процессов (старшие группы).
Диагностика уровня адаптированности ребёнка к условиям ДОУ
(группа раннего возраста и вторая младшая группа)(Калинина Р.Р.) проводится
в сентябре и мае. (Источник: Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р.
Калинина. - Псков: ПОИУУ, 1997 г. - 133 с.) Осуществляется данное
обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных
видах деятельности.
Диагностика познавательной и эмоционально – волевой сфер
ребенка(по мере необходимости, по запросу).
Для диагностики используются классические методики, позволяющие
выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности
личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам:
3-4 года (вторая младшая), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа), 67 лет (подготовительная к школе группа).
Методики изучения развития познавательных процессов Н. Н. Павловой,
Л. Г. Руденко .
Направленность
Использование методик Автор
Форма
проведения
Вторая младшая группа 3-4 года
Восприятие.
Мышление
Восприятие.
Внимание, общая
осведомленность
Память
«Коробка форм»
А.А. Венгер, Г.Л.
Выгодская.
«Матрешка 3- составная» Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
«Цветные кубики»
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
«Парные картинки»
Руденко
«Угадай, чего не стало?» Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Средняя группа 4-5 лет
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
15
Восприятие.
«Коробка форм»
Выявления общей
осведомленности ребенка
Восприятие, моторика
«Покажи и назови»
А.А. Венгер, Г.Л.
Выгодская.
Индивидуально
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
«Матрешка» «Разрезные
Н.Н. Павлова, Д.Г.
картинки»
Руденко
«8 предметов»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
«Лабиринты», Найди такую Н.Н. Павлова, Д.Г.
же картинку»
Руденко
«Найди домик для
Н.Н. Павлова, Д.Г.
картинки»
Руденко
«На что похоже»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Старшая группа 5-6 лет
«Лесенка»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
«Нелепицы»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
«Времена года»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
«Найди такую же
картинку»
«10 предметов», 10слов
Лурия»
«Найди семью» -
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Подгрупповая,
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Домик
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Подготовительная к школе группа 6-7
лет
Определение уровня
Психолого-педагогический Н.Семаго, М.Семаго
готовности ребёнка к
скрининг готовности к
обучению в школе
обучению в школе
«Вырежи круг»
О.А. Орехова
Выявление уровня развития
тонкой моторики пальцев
рук
Индивидуально
Исследование объема
образной памяти.
Внимание
Мышление
Воображение
Самооценка.
Мышления
Вявление уровня
сформированности
представлений о временах
года.
Внимание
Память
Выявления уровня наглядно
– образного мышления.
Рзвитие наглядно –
образного мышления
Выявление
сформированностиобразных
пространственных
представлений у ребенка.
Выявление уровня развития
восприятия, умение
воспроизводить целостный
образ предмета.
Выявление уровня развития
воображения
Мелкая моторика
« Рыбка»,
«Последовательны
екартинки»
«Рисунок человека»
«Разрезные картинки»
«На что это похоже»
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Подгрупповая,
Подгрупп
овая
Индивиду
ально
Подгрупп
16
овая,
Самооценка ребенка
«Лесенка»
Внимание
«Домик»
Оценка развития слуховой
кратковременной памяти
Словесно – логическое
«10 слов»
мышление
Определение уровня
развития логического
мышления, уровня
обобщения и анализа у
ребенка
Выявление уровня развития
логического мышления,
способности устанавливать
причинно – следственные
зависимости в наглядной
ситуации, делать
обобщение.
Диагностика
сформированности умения
выявлять закономерности и
обосновывать свой выбор
Выявление
сформированности
образных и
пространственных
представлений у ребенка,
уровня развития его тонкой
моторики; составление
общего представления об
интеллекте ребенка в целом,
о его личностных
особенностях
Выявление
сформированности
наглядно- образных
представлений, способности
к воссозданию целого на
ёоснове зрительного
соотнесения частей.
Выявление уровня развития
воображения ребенка,
оригинальности и гибкости
мышления
Эмоциональное состояние
ребенка
«Закончи предложения»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
« 4-й лишний»
Руденко
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
«Последовательны
екартинки»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
«Найди недостающий»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
«Рисунок человека
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
«Разрезные картинки»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
« На что это похоже»
Н.Н. Павлова, Д.Г.
Руденко
Индивидуально
Адаптация детей к ДОУ
1.Лист психологоКалинина Р.Р.
педагогической адаптации
Индивидуально
Индивидуально
17
Диагностика
психологического здоровья
ребенка
Изучение отношения
ребенка к себе и другим,
особенностей его
самопринятия и принятия
других
Изучение особенностей
самооценки и соотношения
реального «Я» и идеального
«Я»
Определение степени
позитивного и
негативного
психического состояния
Диагностики эмоциональноличностного развития ребенка
Тест тревожности
Р.Теммл, М.Дорки,
В. Амен.
Методика «Два дома»
Методика «Лесенка»
Индивидуально
Индивидуально
Щур
Методика «Паровозик»
Диагностика
Тест «Рисунок семьи»
внутрисемейных отношений
Тест «Страхи в домиках»
Диагностика страхов у
детей дошкольного
возраста
Определение эмоционального «Кактус»
состояния ребёнка, наличие
агрессивности, её направления
и интенсивности
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Захаров
Индивидуально
Панфилова М.А.
Индивидуально
Психологическая диагностика детей дошкольного
возраста
«Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю.
Куражевой
Группа
Возраст
3-4 года
Цель
Выявление
особенностей
восприятия формы и
цвета
Название
методики
Задание
«Домикифигуры»
Автор
Использ.
литература
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
18
Изучение умения
выставлять
сериационный ряд,
устанавливать
последовательность
Задание «Какой
мяч больше?»
Исследование
концентрации
внимания
«Зашумленная
картинка»
Выявление степени
овладения
зрительным
синтезомобъединением
элементов в
целостный образ
Исследование
зрительной памяти
Задание
«Разрезные
картинки»
Исследование
слухового внимания,
степень развития
распределения
внимания
Задание
«Почтальон»
Исследование
развития
репродуктивного
воображения
Задание
«Клякса»
Исследование
мыслительных
операций «анализ и
обобщение»
Задание «Назови
одним словом»
Задание
«Волшебный
сундучок»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
А. Р. Лурия Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
19
4-5 лет
Выявление
понимания
инструкции,
устойчивости
внимания
Задание
«Дорожка»
Анализ состояния
слуховой памяти
«Заучивание 10
слов»
Выявление
способности к
произвольной
деятельности,
наличие
самоконтроля
Задание
«Паровозик»
Изучение понимания
эмоциональных
состояний
Задание
«Эмоции»
Выявление степени
развития мелкой
моторики ребенка
Задание
«Рисунок»
Определение
особенностей
развития
пространственного
восприятия,
зрительного
внимания
Выявление степени
овладения
зрительным
синтезом
Задание
«Домик»
Задание
«Разрезная
картинка»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 3-4 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
20
Исследование
способности к
установлению
причинноследственных связей
«Последователь
ность событий»
Выявление
особенностей
восприятия формы и
цвета
Задание
«Фигуры»
Исследование
зрительной памяти
Задание
«Волшебный
сундучок»
Исследование
концентрации
внимания
«Зашумленные
картинки»
Исследование
слухового внимания
Задание
«Почтовый
ящик»
Выявление
понимания
инструкции,
устойчивости
внимания, степени
развития мелкой
моторики
Задание
«Проведи по
дорожке»
Н.
Диагностический
Бернштейн комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
А. Р.
Диагностический
Лурия
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
21
Определение
особенностей
развития
пространственного
восприятия,
нагляднозрительного
мышления,
зрительного
внимания,
распределения
внимания
Исследование
развития
репродуктивного
воображения и
элементов
творческого
Задание
«Домик»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Задание
«Разноцветные
лужи»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Выявление
способности к
произвольной
деятельности,
наличие
самоконтроля
Задание «Лес»
Анализируется
состояние слуховой
памяти, активности
внимания
«Заучивание 10
слов»
Исследование
мыслительных
операций
«обобщение»,
«концентрация»,
«исключение на
основе обобщений»
Изучение понимания
эмоциональных
состояний
Задание
«Книжкамалышка»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
А. Р. Лурия Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 4-5 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Задание
«Котята»
22
5-6 лет
Выявление степени
овладения
зрительным
синтезом
Задание
«Разрезная
картинка»
Исследование
развития
логического
мышления ,
способности
установления
причинноследственных связей
Исследование
мыслительных
операций
«Последователь
ность событий»
Исследование
мыслительной
операции
«исключение»
«Что лишнее?»
Исследование
слухового внимания,
пространственного
образец, выявление
степени развития
произвольного
внимания
Задание
«Пожалуйста»
Выявление
понимания
инструкции,
устойчивости,
объема внимания,
целенаправленности
деятельности
Задание
«Лабиринт»
«Овладение
общей
структурой
мыслительной
деятельности»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Н.
Диагностический
Бернштейн комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
У. В.
Диагностический
Ульенково комплекс
й
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Р. С.
Диагностический
Немов
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветик«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
23
Изучение понимания Задание
«Эмоции»
эмоциональных
состояний
6-7 лет
Исследование
зрительной памяти
«Память на
образы»
Выявление
способности
обобщать предметы
в группы, подбирать
обобщающее
понятие
Задание «Назови
одним словом»
Выявление
способности
анализировать ,
обобщать,
исключать предмет
из ряда других по
существенному
признаку
Определение уровня
развития
концентрации
внимания
Задание «Что
лишнее?»
Определение уровня
развития
Задание
«Загадки лесной
«Какие
предметы
спрятаны на
рисунках»
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 5-6 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
И. В.
Диагностический
Стародубц комплекс
ева
«Цветик, Т. П.
семицветик» для
Завьялова детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Р. С.
Немова
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
24
мыслительной
операции «анализ»;
выявление степени
освоения основных
сенсорных эталонов
Исследование
слуховой памяти
школы»
Определение
степени
распределения и
переключения
внимания
«Корректурная
проба»
Исследование
развития словеснологического
мышления
«Последователь
ность событий»
Выявление степени
развития
зрительного
произвольного
внимания и
сформированности
пространственного
восприятия.
Исследование
степени развития
мелкой моторики
Исследование
устойчивости
внимания
«Рисование
флажков»
Выявление степени
овладения
зрительным
синтезомобъединением
элементов в
Задание «В
гостях у тетушке
коровы»
«10 слов»
Задание
«Дорожки»
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
А. Р. Лурия Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» »
для детей 6-7 лет
под редакцией Н.
Ю. Куражевой
А. А.
Диагностический
Бурдон
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Н.
Диагностический
Бернштейн комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
У. В.
Диагностический
Ульенково комплекс
й
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
25
целостный образ
Исследование
творческого
воображения,
ориентировка на
листе
Выявление степени
развития слухового
произвольного
внимания
«Дорисовывание
фигур»
«Бусы»
Изучение понимания Задание
«Эмоции»
эмоциональных
состояний
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
У. В.
Диагностический
Ульенково комплекс
й
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
Диагностический
комплекс
«Цветиксемицветик» для
детей 6-7 лет под
редакцией Н. Ю.
Куражевой
О. М.
Дьяченко
2.3. Психологическое просвещение
Работа с педагогами
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в области
психологии.
Формы методы и приемы работы:
Методические рекомендации по проблеме развития или воспитания
Стендовая информация по запросу, индивидуальное консультирование по
вопросам взаимодействия с родителями;
групповые консультации по вопросам воспитания и развития
дошкольников. Результат:
снизился уровень подсознательной агрессии у педагогов;
восстановилось эмоциональное равновесие специалистов;
повысился уровень самооценки воспитателей;
улучшились самочувствие, активность, настроение педагогов;
между педагогами, родителями, детьми установились
доверительныеотношения.
Работа с родителями
Цель: формирование у родителей активной позиции по вопросам развития и
воспитания детей в ДОУ.
Задачи:
оказание родителям помощи в воспитании ребенка;
привлечение родителей к воспитательно-образовательной
26
деятельностидошкольного учреждения;
нормализация детско-родительских отношений;
оказание помощи в создании благоприятного психоэмоционального
климатав семье;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных
реакций
родителей;
развитие толерантного самосознания родителей;
изменение стереотипов поведения;
налаживание отношений между родителями и педагогом;
формирование у родителей способности к самопознанию и саморазвитию;
сформировать у родителей желание взаимодействовать с педагогами,
детьмии другими родителями;
повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития детей;
развивать стремление родителей активно участвовать в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Результативность:
между педагогами и родителями установились доверительные отношения,
родители научились вникать в проблемы своих детей, общаться за рамками своих
стереотипов, искать и находить выходы из трудных ситуаций;
родители принимают активное участие в проведении праздников,
развлечений;
родители заинтересованы в осуществлении развития творческих
способностей детей;
у родителей сформирован интерес к деятельности ДОУ;
родители регулярно выполняют творческие задания совместно с детьми;
в семьях воспитанников наблюдается благоприятный микроклимат,
доброжелательные отношения между детьми и родителями;
налажен тесный контакт в работе с родителями;
родители испытывают потребность в повышении уровня педагогических
знаний;
создана атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества
между педагогами, детьми и родителями.
Наименование
работы
Повышение
психологической
компетенции
родителей и
Планируемые
мероприятия
По запросам.
Целевая
группа
Родители,
педагоги.
Сроки
Примечания
В течение
года.
27
педагогов в вопросах
воспитания и
обучения детей.
Повышение
психологической
компетентности
родителей.
Оформление
буклетов в группы
«Застенчивый
ребёнок».
Родители.
Март.
Информирование об
особенностях
психического и
личностного развития
ребёнка того или
иного возраста, о
способах
эффективной
коммуникации с
ними.
«Страничка
психолога» в
родительских
группах в чатах
WhatsApp.
Родители детей
всех
возрастных
групп.
В течение
года (по
запросу).
2.4. Психологическая профилактика
Работа с детьми.
Цель: выявление факторов, способствующих возникновению и развитию
признаков эмоционального неблагополучия ребенка (чувстванеполноценности,
низкая самооценка, трудности общения, неадекватная полоролевая
идентификация, неадекватная возрастная идентификация).
Задачи: применение психолого-педагогических приемов, направленных на
предупреждение нежелательных форм поведения (индивидуальные беседы с
ребенком, воспитателями, родителями, применение подвижных, сюжетноролевых игр, использование и анализ продуктивных видов деятельности,
отдельные приемы рациональной психотерапии).
Методы и приемы:
обучение приемам мышечного расслабления (освоение и закрепление
позы покоя и расслабления мышц разных частей тела);
применение
музыкотерапии
(нормализации
эмоционального
состояния детей введение в состояние радости, гармонии, «сбрасывание»
негативных эмоций);
использование элементов психогимнастики (обучение умению
передавать эмоциональные состояние через создание образа героя, передачу его
состояния, ощущений, введение в состояние радости, гармонии,
«сбрасывание» негативных эмоций; обучение детей умению проявлять
толерантность, воспринимать и понимать состояние и чувства другихлюдей);
создание коммуникативных реальных ситуаций (коммуникативные
28
упражнения способствуют развитию навыков совместной деятельности и
двигательного контроля, элиминация импульсивности);
дыхательные упражнения (профилактика стрессов, развитие
самоконтроля и произвольности, ритмирование организма);
глазодвигательные упражнения (расширение поля зрения, улучшение
восприятия);
этюды и инсценировки (обучение умению передавать эмоциональные
состояние через создание образа героя, передачу его состояния, ощущений,
введение в состояние радости, гармонии, «сбрасывание» негативныхэмоции;
обучение детей умению проявлять толерантность, воспринимать и понимать
состояние и чувства других людей);
музыкально-ритмические игр (снятие напряжения и утомления
восстановление у детей комфортного психологического состояния);
когнитивные упражнения (формирование тактильных
ощущений, элиминация агрессии);
элементы арт-терапии (развитие уверенности в себе);
танцевально-двигательные,
телесно-ориентированные
техники (развитие пластики, легкости тела, снятие мышечных
зажимов);
кинезиологические
техники
(развитие
межполушарноговзаимодействия);
коммуникативные упражнения (развитие навыков
совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация
импульсивности).
Работа с педагогами
Цель: профилактика эмоционального выгорания; сплочение коллектива;
перенос, полученного практического опыта в работу с детьми.
Задачи:
создание благоприятных условий для личностного и профессионального
роста педагогов;
изменение стереотипов поведения;
развитие толерантного самосознания;
разрешение личных и профессиональных конфликтов;
возможность изменения убеждений;
социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств;
налаживание отношений между коллегами, создание отношений эмпатии
ивзаимного принятия;
развитие чувства внутреннего контроля. Формы методы и приемы работы:
диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов;
наблюдение за деятельностью педагогов с целью выявления причин
профессиональной деформации, эмоционального выгорания, возникновения
29
конфликтных ситуаций;
тренинги для педагогов с целью обучения методам саморегуляции,
снятия психоэмоционального напряжения.
дыхательные упражнения (профилактика стрессов);
элементы арт-терапии (развитие уверенности в себе);
танцевально-двигательные, телесно-ориентированные техники
(развитие пластики, легкости тела, снятие мышечных зажимов);
кинезиологические техники; (развитие межполушарного взаимодействия);
релаксация (освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц
разных частей тела).
Результат:
снизится уровень подсознательной агрессии у педагогов;
восстановится эмоциональное равновесие специалистов;
повысится уровень самооценки воспитателей;
улучшится самочувствие, активность, настроение педагогов.
Наименование
работы
Психологопедагогическое
сопровождение
адаптации и
развития детей
младшего
дошкольного
возраста.
Планируемые
мероприятия
Наблюдение.
Диагностика уровня
адаптированности
детей.
Групповые занятия.
Целевая
группа
Дети
младших
групп.
Сроки
Январь – май.
Повышение
психологической
компетенции
педагогов в
вопросах
психологическог
о здоровья детей,
психологической
поддержки детей
в дошкольной
организации.
Рекомендации
педагогам
дошкольного
учреждения в
Выступление на
педагогическом
часе на тему:
«Психологическое
здоровье детей как
цель и критерий
успешности работы
дошкольной
организации».
Педагоги.
Январь
Примечания
Профилактичес
кая программа
психологопедагогическог
о
сопровождения
адаптации и
развития детей
«Теремок»
(автор
программы
Шпилевая
И.Е.).
30
сфере
профилактики
формирования
психологическог
о неблагополучия
в развитии
ребёнка.
Рекомендации по
ведению и
поддержанию
здорового
микроклимата в
семье.
Профилактика
нарушений во
внутрисемейных
отношениях.
Родительские
собрания.
Родители.
В течение года.
«Страничка
психолога» в
родительских
группах в чатах
WhatsApp.
2.5. Психологическая коррекционно-развивающая работа
Предложенная программа психологического сопровождения составлена для
детей дошкольного возраста:
1. Занятия с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного
возраста по интеллектуальному развитию, развитию эмоциональной,
коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сфер.
3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми подготовительных групп по
подготовке к школьному обучению.
4. Коррекционно-развивающие занятия для детей с СДВГ, детей с
неконструктивным поведением.
2.5.1. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего
и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша
в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и
успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно
быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными
эмоциями, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти
31
особенности и легли в основу построения программы занятий.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации и развития
детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Теремок». Автор
программы Шпилевская И.Е.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации и развития
детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации.
Задачи программы:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм
произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;
- педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам
организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и
развития детей младшего дошкольного возраста.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в три этапа:
Подготовительный этап (до 1 месяца: ноябрь) – направлен на выявление
уровня адаптированности детей к условиям детского сада на начальном этапе
адаптации. Диагностика проводится методом наблюдения, в процессе которого
педагог-психолог также налаживает контакт с детками. Кроме того,
подготовительный этап также направлен
на психолого-педагогическое
просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребёнка в
детском саду, обучения, воспитания и развития детей младшего дошкольного
возраста. На данном этапе проводится тематическая консультативная работа
педагога-психолога с педагогами – «Особенности работы воспитателя в период
адаптации детей к детскому саду», и родителями «Особенности адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного
учреждения», а также предусмотрены консультации по запросам родителей и
педагогов.
Основной этап (со 2-го по 5-й месяц: декабрь – апрель) направлен на снятие
эмоционального
формирование игровых навыков, начальных форм
произвольного поведения, на развитие психических процессов, движений,
крупной и мелкой моторики, на обеспечение лёгкой степени адаптации при
непосредственном поступлении ребёнка в дошкольное учреждение посредством
проведения адаптационных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся в форме театрализации – обыгрывание сюжета сказки, в
которую включены различные игры на развитие сенсорных эталонов,
координации движений, интеллектуальное развитие, нравственно-эстетическое
развитие. Для успешного проведения занятий с детьми обеспечивается
включённость педагога-психолога и воспитателя группы в игру. Также на данном
этапе предусмотрена работа направленная на просвещение родителей и
педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей младшего
32
дошкольного возраста.
Завершающий этап (6-й месяц: май) включает в себя итоговую диагностику
по выявлению уровня адаптированности детей к условиям детского сада. Также
данный этап включает в себя консультирование педагогов по вопросам
психолого-педагогической деятельности по дальнейшей оптимизации процесса
адаптации и социализации воспитанников. Кроме того, проводится итоговое
родительское собрание «Результаты адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям детского сада».
Тематический план реализации программы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№
Содержание
1. Первичная диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному
учреждению (наблюдение, заполнение листа адаптации)
2. Консультация для педагогов «Особенности работы воспитателя в период
адаптации детей к детскому саду»
3. Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»
4. Индивидуальное консультирование родителей при необходимости или по запросам
5. Индивидуальное общение с вновь поступающими детьми
ОСНОВНОЙ ЭТАП. Занятия по адаптации и развитию детей младшего дошкольного
возраста «Теремок»
1. Занятие 1 «Муха-Горюха и теремок»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Муха»
4. Игра «Теремок в порядок…»
5. Прощание
2. Занятие 2 «Комарик-Пискун и баранки»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Комарики»
4. Игра «Баранки»
5. Прощание
3. Занятие 3 «Кузнечик Кузя и скрипка»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Кузнечики»
4. Рисование «Струны для скрипки»
5. Прощание
4. Занятие 4 «Стрекоза-Кудесница и разбитая посуда»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Стрекоза»
4. Пазлы «Разбитая посуда»
5. Прощание
33
Занятие 5 «Гусеничка-Невеличка и весёлая игра»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Гусеничка»
4. Аппликация «Гусеница»
5. Прощание
6. Занятие 6 «Божья коровка – Красная головка и её детки»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Божья коровка»
4. Лепка «Точки Божьим коровкам»
5. Прощание
7. Занятие 7 «Светлячок-Фитилёк и зимняя прогулка»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Свет-Светлячок»
4. Игра-парочки «Шарфики и шапочки»
5. Прощание
8. Занятие 8 «Бабочка-Леталочка и волшебные пузырики»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Про бабочку»
4. Игра «Волшебные пузырики»
5. Прощание
9. Занятие 9 «Улитка Фру-Фру и корзинка с фруктами»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Улитка»
4. Игра «Корзинка для улитки»
5. Прощание
10. Занятие 10 «Муравейко-Муравей и новый забор»
1. Приветствие
2. Сказка
3. Потешка «Муравейко-Муравей»
4. Конструирование «Забор»
5. Прощание
5.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
1. Итоговая диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному
учреждению.
2. Консультация для родителей и педагогов «Результаты адаптации детей младшего
дошкольного возраста к условиям детского сада».
Результативность:
- преодоление стрессового состояния у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
- овладение воспитателями методами проведения групповых занятий в
адаптационный период;
34
- Сформированность активной позиции родителей по отношению кпроцессу
адаптации детей;
- снижение эмоционального и мышечного напряжений;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности,
тревоги,
агрессии;
- овладение навыками взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координациидвижений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
2.1.2. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста по эмоциональному и познавательному развитию
Содержание данного блока основывается на программе психологопедагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией
Н. Ю. Куражевой.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и реализуется
через интеграцию социально-коммуникативного и познавательного развития
ребёнка.
В рамках реализации ФГОС ДО данная педагогическая разработка может
применяться при построении работы в социально-коммуникативной и
познавательной образовательной областях. Программа разработана с учётом
возрастных и психологических особенностей детей возраста 5-6 лет и в
соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 г. с изменениями от 2017 г.;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цели и задачи реализации программы
Основная цель программы: психологическое сопровождение развития
ребёнка дошкольного возраста.
Гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики ребёнка
является залогом успешного освоения образовательных программ и
всестороннего развития личности. Новообразования и возрастные нормы
каждого возрастного периода необходимы для перехода к следующему этапу
развития и определяют задачи каждого раздела программы.
Задачи психологического курса для детей 5-6 лет
Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана
действий.
Учить детей осуществлять внешний контроль своей деятельности
посредством речи.
35
Продолжать развивать познавательные психические процессы. Побуждать
детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах
деятельности.
Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Обучать детей умению действовать по словесной и зрительной инструкции.
Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
Познакомить детей с невербальными способами общения.
Принципы, осуществляемые в процессе реализации программы
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество с семьёй.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности.
8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип построения образовательной деятельности на комплекснотематическом планировании.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему
могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений
психолога.
Построение программы для этого возраста ориентировано на удовлетворение
ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса
или сферы психики. В частности: эмоциональной, коммуникативной сфер.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения, мышления), а также на развитие волевой, эмоциональной и
психофизиологической сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
36
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Месяц
№ п/п
Тема занятия
Количество
занятий
1
1
1
1
Февраль
1
2
3
4
Знакомство
Наша группа. Что мы умеем
Правила поведения на занятиях
Страна ПСИХОЛОГИЯ
Март
1
2
3
4
Радость. Грусть
Гнев
Удивление
Испуг
1
1
1
1
Апрель
1
2
3
4
Спокойствие
Словарик эмоций
Моё счастье
Страна Вообразилия
1
1
1
1
Май
1
2
3
4
Мои друзья сказки
Промежуточная диагностика – 1
Промежуточная диагностика – 2
Учимся доброте
1
1
1
1
2.5.3. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста по подготовке к школьному обучению
«Приключения будущих первоклассников»
В структуре психологической готовности к школе принято выделять
следующие компопоненты: личностная, интеллектуальная и социальнопсихологическая готовность. Личностная готовность включает у ребенка
готовность к принятию новой социальной позиции, положение школьника,
имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школьному обучению является
ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью
получать новые знания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть
достигнута
сравнительно
хорошая
эмоциональная
устойчивость.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний, а также предполагает формирование начальных умений в
области учебной деятельности. Социально- психологическая готовность
включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым могли бы
общаться с другими детьми. Таким образом работа в данном направлении
необходима для того, чтобы ребенок не только не испытывал серьезных
трудностей, но и пошел в школу с радостью иучился с удовольствием.
37
Содержание данного блока основывается на программе Куражевой Н. Ю.
«Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7
лет»
Программа имеет социально-педагогическую направленность и реализуется
через интеграцию социально-коммуникативного и познавательного развития
ребёнка.
В рамках реализации ФГОС ДО данная педагогическая разработка может
применяться при построении работы в социально-коммуникативной и
познавательной образовательной областях. Программа разработана с учётом
возрастных и психологических особенностей детей возраста 6-7 лет и в
соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 г. с изменениями от 2017 г.;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основная цель программы: психологическое сопровождение развития
ребёнка дошкольного возраста.
Гармоничное и сбалансированное развитие всех сфер психики ребёнка
является залогом успешного освоения образовательных программ и
всестороннего развития личности. Новообразования и возрастные нормы
каждого возрастного периода необходимы для перехода к следующему этапу
развития и определяют задачи каждого раздела программы.
Задачи психологического курса для детей 6 – 7 лет
1. Создать условия для формирования произвольности психических
процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Развивать мотивационную сферу ребёнка. Помогать детям выделять
наиболее значимые мотивы и цели.
3. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и
внутренней позиции ученика.
4. Способствовать формированию целостной картины мира у ребёнка.
5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
Принципы, осуществляемые в процессе реализации программы
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение
детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество с семьёй.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
38
общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности.
8. Принцип
возрастной
адекватности
дошкольного
образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Принцип построения образовательной деятельности на комплекснотематическом планировании.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему
могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений
психолога.
Построение программы для этого возраста ориентировано на удовлетворение
ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса
или сферы психики. В 6-7 лет - это личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения, мышления), а также на развитие волевой, эмоциональной и
психофизиологической сферы подобраны в соответствии с темами занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
(1 занятие в неделю по 30 минут, всего 31 занятие)
Месяц
№
Тема занятия
Кол-во заняп/п
тий
Февраль
1
Ябеда
1
2
Шапка-невидимка (демонстративное
1
3
поведение)
1
4
Задача для Лисёнка (ложь)
1
Спорщик
Март
1
Обида
1
2
Хвосты (межгрупповые конфликты)
1
3
Драки
1
3
Грубые слова
1
Апрель
1
2
3
4
Дружная страна (межполовые конфликты)
В гостях у сказки
Итоговая диагностика
До свидания, Лесная школа!
1
1
1
1
39
2.6. Психологическое консультирование
Цель: Преодоление проблем воспитания и развития детей.
Формы, методы и приемы работы:
Работа с родителями
-консультирование по разрешению конфликтных ситуаций
-индивидуальные консультации по вопросам воспитания и развития детей
-групповые консультации по вопросам воспитания и развития детей
Работа с сотрудниками ДОУ:
-индивидуальные консультации по проблемным вопросам
-консультирование по разрешению конфликтных ситуаций
Работа с педагогами
- индивидуальные консультации по результатам диагностическихобследований
детей;
- индивидуальные консультации по проблемам;
- консультирование по разрешению конфликтных ситуаций;
- групповые консультации по вопросам воспитания и развития дошкольников;
- индивидуальное консультирование по вопросам взаимодействия с родителями;
- методические рекомендации по интерпретации результатов обследования
детей.
Наименование
работы
Повышение уровня
психологопедагогической
компетентности
родителей по
вопросам развития и
воспитания детей
младшего
дошкольного
возраста.
Формирование
осознанного
отношения родителей
к полноценному
личностному
развитию детей.
Планируемые
мероприятия
Индивидуальные и
групповые
консультации на
тему: «Как помочь
ребёнку
адаптироваться в
детском саду».
Повышение уровня
профессиональной
компетентности
воспитателей в
организации
адаптационного
Индивидуальные
консультации с
воспитателями
младших групп на
тему:
«Особенности
Целевая группа
Сроки
Родители детей
младших групп.
В течение
года (по
запросу)
Воспитатели
младших групп.
В течение
года (по
запросу)
Примечани
я
40
периода.
работы
воспитателя в
период адаптации
детей к детскому
саду».
Ознакомление
родителей с
результатами
диагностического
обследования детей.
Выдача рекомендаций
по результатам
диагностики детей.
Знакомство родителей
с особенностями игры
детей старшего
дошкольного
возраста. Предложить
практические
рекомендации (игры,
упражнения) для
развития
интеллектуальных
способностей детей.
Индивидуальные
консультации.
Родители детей
В течение
старшей и
года (по
подготовительны запросу)
х групп.
Семинарпрактикум
«Играем вместе».
Родители детей
старшей группы.
В течение
года
Родители,
педагоги.
В течение
года.
Повышение
Индивидуальные
психологической
консультации.
компетентности
родителей и педагогов
в вопросах
воспитания и
обучения детей.
По запросу.
2.7. Организационно-методическая работа
№
1
Тема
Планирование и анализ деятельности
Срок
В течении года
2
Заполнение отчётной докумнтации
В течение года
3
Анализ
научной
и
практической
литературы для подбора инструментария
В течении года
4
Повышение квалификации
В течении года
5
Пополнение картотеки развивающих игр
В течении года
41
6
Посещение консультаций, семинаров и
других мероприятий (ММО)
В течении года
7
Самообразование
В течении года
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
- Документация
- Методические рекомендации для родителей и педагогов по
проблемам развития и воспитания детей разного возраста
- Буклеты, ширмы для педагогов и родителей по актуальным
вопросам психолого-педагогического сопровождения
- Библиотека и периодические издания для практического педагогапсихолога
- Картотека игр и упражнений
- Развивающие дидактические пособия
- Настольные игры
Диагностический инструментарий
- Методики изучения уровня познавательного развития и общих способностей
воспитанников
- Методики изучения эмоционально-волевой сферы воспитанников
- Методики изучения личностной сферы воспитанников
- Методики изучения межличностных отношений
- Методики изучения детско-родительских отношений
- Методики изучения профессиональной деятельности,
личностной иэмоциональной сферы педагогов.
Мебель и специальное оборудование
-письменный стол
-столы и стулья для детей на подгруппу (6 чел.)
-игрушки разной фактуры и размера
-шкафы для хранения документации, методических пособий и диагностического
инструментария
42
3.2. График работы.
Среда с 8.00-14.00
Четверг с 8.00-14.00
Пятница с 8.00-14.00
Всего в неделю:
работа с детьми – 6 часов
работа с педагогами – 1,5 часа
работа с родителями – 1,5 часа
организационно-методическая работа – 9 часов.
Итого: 18 часов 0,5 ставки
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха
педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2016 г. Регистрационный N
42388.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой
рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка
организации с учётом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками образовательного процесса в пределах не менее половины
недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с
участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения
полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной
документации.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться
как непосредственно в организации, так и за её пределами.
43
3.3. Список литературы, используемой в работе педагога-психолога.
1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: И.В. Лапина Учитель, 2009
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 88 с.
4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Для
занятий с детьми 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
5. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. - М.:
ТЦ Сфера, 2012. - 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
6. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребёнка:
методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. Ростов н/Д.:
«Феникс», 2005. - 288 с.
7. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 - 7 лет / сост.
Н.Д. Денисова. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 196 с.
8. Земцова О.Н. Тесты для детей 5 - 6 лет. - М.: Махаон, 2007. - 112 с.
9. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева
О.Е. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 176с.
10. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект
материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных
учреждений. - М.: Генезис, 2012 - 80 с.
11. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и
ребёнок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. - Изд. 3-е, испр.
- Волгоград: Учитель. - 168 с.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое
руководство. - М.: Изд - во АПКиПРО РФ, 2016. - 140 с.
13. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика,
коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера,
2008. - 128 с.
14. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 160 с.
15. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников 5-6 лет / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А.
Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 96
с.
16. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю.
Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. - 128 с.
17. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: «Феникс»,
2005. - 384 с.
44