Медиа Презентация - Особенности внедрения ФОП в ДОО

ГБОУ ДПО РК «КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТУ
ДОО

Бахича Элеонора Экремовна, к.пед.н., доцент
кафедры дошкольного и начального образования

В Закон об образовании ввели новое понятие «федеральная основная
общеобразовательная программа» (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371ФЗ).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - учебнометодическая документация (федеральный учебный план, федеральный
календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая программа воспитания, федеральный календарный план
воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

2

ФГОС ДО

ФОП ДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обязательная часть должна
соответствовать Федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее
3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА определяет ОБЪЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ
части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не
менее 60% от общего объема программы.
ЧАСТЬ,
ФОРМИРУЕМАЯ
УЧАСТНИКАМИ
образовательных

отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
- сложившиеся традиции ДОО;
- выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и ДОО в целом.

4

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО) - это норматив,
который был разработан с целью реализации нескольких
функций:
 создать единое федеральное образовательное
пространство для воспитания и развития дошкольников;
 обеспечить детям и родителям равные и
качественные условия дошкольного образования на всей
территории России;
 создать единое ядро содержания дошкольного
образования, которое будет приобщать детей к
традиционным
духовно-нравственным
и
социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу
и любовь к истории и культуре своей страны, малой
родины и семьи;
 воспитывать и развивать ребенка с активной
гражданской позицией, патриотическими взглядами и
ценностями
5

Содержание и планируемые результаты
разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых
результатов Федеральной программы.

6

Детский сад может использовать
федеральный
документ,
чтобы
не
разрабатывать
и
не
утверждать
собственную ООП. Работать по ФОП нужно с
1 сентября 2023 года.
Если учреждение не планирует брать в
работу готовую федеральную программу,
необходимо
проверить
собственную
образовательную программу и привести ее
в соответствие с федеральной.

7

ФОП ДО

ООП ДО

Эти документы на первый взгляд похожи, однако между ними есть
отличия, а у федерального норматива - свои особенности.

Прежде всего федеральная программа
более детализирована. Ее смело можно
брать за основу целиком при разработке
собственной программы.
Главная особенность документа - он
позволяет объединить образование и
воспитание дошкольников в один
гармоничный процесс.

Документ рассчитан на дошкольное воспитания
детей разных возрастных групп:
с рождения до года (младенческий период);
от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
от 3 до 7 лет (дошкольный период).

8

СТРУКТУРА ФОП

ЦЕЛЕВОЙ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

а также содержит в себе учебно-методические документы:
 федеральную рабочую программу воспитания;
 программу коррекционно-развивающей работы;
 примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
 федеральный календарный план воспитательной работы.
9

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ включает в себя:
Пояснительную записку. В ней отражены цели задачи и принципы
ФОП ДО.
ЦЕЛЬ - всестороннее развитие ребенка и его воспитание в период
дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовнонравственных ценностях, исторических и национально-культурных
традициях.
ЗАДАЧИ - обеспечить единые для РФ содержание дошкольного
образования и планируемые результаты освоения ОП ДО.

 Планируемые результаты освоения ФОП ДО;
 Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов;

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Включает в себя:
 Задачи и содержание образования (обучение и
воспитание) по образовательным областям (социально-

коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое ,
физическое развитие);

 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП
ДО;
 Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
 Способы и направления детской инициативы;
 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся;
 Направления и задачи КРР;

 Федеральную рабочую программу воспитания;

11

В ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ВХОДИТ:
 план диагностических и коррекционноразвивающих мероприятий;
 рабочие программы коррекционно-развивающей
работы с детьми с разными образовательными
потребностями.
Содержание коррекционной работы представлено
по нескольким направлениям:
 диагностическое,
 коррекционно-развивающее,
 консультативное,
 информационно-просветительское

12

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ:

ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
 Цели, задачи,
направления
воспитания;
 Целевые ориентиры

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
 Уклад образовательной
организации (далее ОО);
 Воспитывающая среда ОО;
 Задачи воспитания в 5-ти
образовательных областях;
 Формы совместной
деятельности в ОО;
 События ОО;
 Совместная деятельность
в ОС;
 Организация РППС;
 Социальное партнёрство.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
 Кадровое обеспечение;
 Нормативно-методическое
обеспечение;
 Требования к условиям
работы с особыми
категориями детей;

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ФОП ДО
Психолого-педагогические
условия реализации ФОП ДО

Особенности организации РППС

Материально-техническое
обеспечение ФОП ДО

Примерный перечень
художественной литературы

Кадровые условия
реализации ФОП ДО

Примерный режим и распорядок
дня в дошкольных группах

Федеральный календарный план
воспитательной работы

14

СПЛАНИРУЙТЕ ВНЕДРЕНИЕ ФОП
В плане распределите мероприятия по направлениям работы.
Предлагаем выделить шесть основных направлений:
 организационно-управленческое обеспечение;
 нормативно-правовое обеспечение;
 кадровое обеспечение;
 методическое обеспечение;
 информационное обеспечение;
 финансовое обеспечение.

15

16

ПЛАН-ГРАФИК ПО ВНЕДРЕНИЮ В РАБОТУ ФОП ДО
Мероприятие

Срок

Исполнитель

Результат

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организовать и провести педагогические советы,
посвященные вопросам подготовки к применению
ФОП ДО

Январь, май Рабочая группа, Протоколы
и август
заведующий

Создать рабочую группу по внедрению ФОП ДО

Январь

Рабочая группа, Приказ о
заведующий
создании рабочей
группы

Провести экспертизу ООП детского сада на
соответствие требованиям ФОП ДО

Март

Рабочая группа Отчет

Мониторинг образовательных потребностей
(запросов) для проектирования части,
формируемой участниками образовательных
отношений

Март

Рабочая группа Справка по
результатам
мониторинга

Составить проект ООП детского сада с учетом ФОП
ДО

Апрель

Рабочая группа Проект
обновленной ООП

17

2. Нормативно-правовое обеспечение
Сформировать банк данных
нормативно-правовых документов
федерального, регионального,
муниципального уровней,
обеспечивающих внедрение ФОП

Январь

Руководитель
рабочей группы

Банк данных нормативноправовых документов

Изучение документов федерального,
регионального уровня,
регламентирующих введение ФОП

Февраль

Рабочая группа

Листы ознакомления с
документами
федерального,
регионального уровня,
регламентирующими
введение ФОП

Провести экспертизу локальных актов
детского сада в сфере образования на
соответствие требованиям ФОП ДО

Февраль

Заместитель
руководителя
рабочей группы и
член рабочей
группы Ивакина
П.П.

Отчет и по необходимости
проекты обновленных
локальных актов

18

Внести изменения в программу
развития образовательной
организации

Август

Заведующий,
Приказ о внесении
руководитель
изменений в
рабочей группы программу
развития
образовательной
организации

Внесение изменений и дополнений в Август
Устав образовательной организации
(при необходимости)

Заведующий

Устав
образовательной
организации

Издать приказ об утверждении новой Август
ООП ДО в соответствии с ФОП ДО и
использовании ее при
осуществлении воспитательнообразовательной деятельности

Руководитель
рабочей группы,
заведующий

Приказ

Издать приказы об утверждении
По
Руководитель
актуализированных в соответствии с необходимости рабочей группы,
требования ФОП ДО локальных
заведующий
актов детского сада в сфере
образования

Приказы

19

3.Кадровое обеспечение
Проанализировать
укомплектованность штата для
обеспечения применения ФОП ДО.
Выявление кадровых дефицитов

Март–май

Заместитель
руководителя рабочей
группы, специлист по
кадрам

Аналитическая
справка

Провести диагностику
образовательных потребностей
педагогических работников по
вопросам перехода на ФОП ДО

Март

Рабочая группа

Справка, график
повышения
квалификации

Проанализировать
профессиональные затруднения
педагогических работников по
вопросам перехода на ФОП ДО

Апрель –
май

Члены рабочей группы
Петрова Е.П. и Ивакина
П.П.

Опросные листы
или отчет

Руководитель рабочей
группы и заведующий

Приказ,
документы о
повышении
квалификации

Направить педагогических
Апрель–
работников на обучение по программе июнь
повышения квалификации по
вопросам применения ФОП ДО

20

4. Методическое обеспечение
Разработать собственные и адаптировать Апрель–
для педколлектива методические
август
материалы Мипросвещения по
сопровождению реализации
федеральной рабочей программы
образования

Члены рабочей группы (в
рамках своей компетенции)

Методические
материалы

Разработать собственные и адаптировать Апрель–
для педколлектива методические
август
материалы Мипросвещения методические
материалы по сопровождению
реализации федеральной рабочей
программы воспитания и федерального
календарного плана воспитательной
работы

Члены рабочей группы (в
рамках своей компетенции)

Методические
материалы

Разработать собственные и адаптировать Апрель–
для педколлектива методические
август
материалы Мипросвещения методические
материалы по сопровождению
реализации программы коррекционноразвивающей работы

Члены рабочей группы (в
рамках своей компетенции)

Методические
материалы

21

5. Информационное обеспечение
Провести родительские собрания, Апрель,
посвященные применению ФОП ДО август

Члены рабочей группы,
воспитатели групп

Протоколы

Разместить ФОП ДО на сайте
детского сада

До 1
апреля

Ответственный за сайт

Информация на
сайте

Оформить и регулярно обновлять
информационный стенд по
вопросам применения ФОП ДО в
методическом кабинете

В течение Старший воспитатель,
года
методист

Информационн
ый стенд

22

ПАМЯТКА. ЧТО РАССКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВНЕДРЕНИИ ФОП
Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного
образования

Какая цель у внедрения
ФОП

Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской
Федерации, формировать основы его гражданской и культурной
идентичности доступными по возрасту средствами;
 создать единое ядро содержания дошкольного образования;
 создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и
обучения детей, которое обеспечит и ребенку и родителям равные, качественные
условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

Что входит в ФОП

Учебно-методическая документация:
 Федеральный календарный план воспитательной работы;
 примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным
для всех детских садов

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной
части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует
детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа
воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Как будут применять ФОП

ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада.
Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ,
но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП

Когда детские сады
перейдут на ФОП

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».