Знание ФОП Вопрос-ответ 1. 2. 3. 4. ВОПРОС Когда и кем была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования Что является целью Федеральной программы? ОТВЕТ Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847). Цель ФОП до - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. • Какие задачи помогают реализовать - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения цель ФОП? образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеала, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. - построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей. - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; Что представляют собой планируемые Планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные результаты освоения Федеральной характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных программы? этапах и к завершению ДО. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Назовите возрастную периодизацию - планируемые результаты в младенческом возрасте (к 1 году) планируемых результатов освоения - планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам) ФОП? - планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам, к 5 годам, к 6 годам) - планируемые результаты на этапе завершения освоения ФОП (к концу дошкольного возраста) Чем определяется цель педагогической Определяются требованиями ФГОС ДО диагностики? Для чего могут быть использованы 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его результаты педагогической образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); диагностики? 2) оптимизации работы с группой детей. Как называется диагностика по Психологическая диагностика развития детей. Проводят квалифицированные специалисты выявлению и изучению индивидуально- (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается психологических особенностей детей, только с согласия его родителей (законных представителей). причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы и кто её проводит? Назовите разделы из которых состоит Общие положения, целевой, содержательный и организационный разделы, Федеральная образовательная программа дошкольного образования Что включает в себя целевой раздел Пояснительную записку; цель и задачи для реализации ФОП, принципы построения ФОП, Федеральной образовательной планируемые результаты, педагогическую диагностику. программы? Что включает в себя содержательный Задачи и содержание образования по образовательным областям. Вариативные формы, способы, раздел Федеральной образовательной методы и средства реализации ФОП. Особенности образовательной деятельности разных видов и программы? культурных практик. Способы и направления поддержки детской инициативы. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание КРР на уровне ДО. Федеральную рабочую программу воспитания. Что включает в себя организационный Психолого-педагогические условия реализации ФОП. Особенности организации РППС. раздел Федеральной образовательной Материально-техническое обеспечение ФОП. Примерный перечень литературных, музыкальных, программы? художественных, анимационных произведений для реализации ФОП. Кадровые условия реализации ФОП. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах. Федеральный календарный план воспитательной работы. Назовите образовательные области Социально-моральное развитие предложенные ФОП Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Логико-математическое развитие Эмоционально-ценностное развитие 14. Перечислите направления построения педагогической работы по образовательным областям: Социально -коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Творческое развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие: сфера социальных отношений, область формирования основ гражданственности и патриотизма, сфере трудового воспитания, область формирования основ безопасного поведения. Познавательное развитие: сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления, окружающий мир, природа. Речевое развитие: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, интерес к художественной литературе. Художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование (предметное, сюжетное, декоративное), лепка (декоративная лепка), аппликация (прикладное творчество), народное декоративно-прикладное искусство), конструктивная деятельность, музыкальная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), театрализованная деятельность , культурно-досуговая деятельность. Физическое развитие: основная гимнастика (основные движения, строевые и общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика), подвижные игры, спортивные игры и спортивные упражнения, формирование основ здорового образа жизни, активный отдых (физкультурные праздники и досуги, дни здоровья, туристические прогулки). Социально-коммуникативное развитие: «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Познавательное развитие: «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа» Речевое развитие: «Культура», «Красота» Художественно-эстетическое развитие: «Культура», «Красота» Физическое развитие: «Жизнь», «Здоровье» 15. На приобщение детей к каким ценностям направлено решение совокупных задач воспитания в рамках ОО? Социально -коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие 16. Какие формы реализации ФОП может В младенческом возрасте (2 месяца-1 год): непосредственное эмоциональное общение со использовать педагог в соответствии с взрослым; двигательная деятельность; предметно-манипулятивная деятельность; видом детской деятельности и речевая; элементарная музыкальная деятельность. возрастными особенностями? В раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность (орудийно-предметные действия), экспериментирование с материалами и веществами, ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого, двигательная деятельность, игровая деятельность (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с 17. Какие методы для достижения задач воспитания в ходе реализации ФОП может использовать педагог. дидактическими игрушками), речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь), изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала, самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.), музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения). В дошкольном возрасте (3 года - 8 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и др.); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Методы: - организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); - осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); - мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы) Информационно - рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод (частично-поисковый), исследовательский метод и метод проектов. 18. В основу каких методов положен характер познавательной деятельности детей? 19. Что включает в себя образовательная - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельность в ДОУ? детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО. 20. Перечислите образовательную игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; деятельность осуществляемую в беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утренний отрезок времени? утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций, 21. Перечислите образовательную деятельность осуществляемую во время прогулки? 22. Перечислите образовательную деятельность осуществляемую во вторую половину? 23. Что относится к практикам? 24. Какая культурная способствует культурным практика становлению практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и др.); наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность . наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости). элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольнопечатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и др); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и др.); опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и др.; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.; слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; выставки детского творчества, изобразительного искусства, мастерские, просмотр репродукций картин классиков и современных художников и др.; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы Творческая инициатива - ……(игровая практика) Инициатива целеполагания - ……..(продуктивная) определённого вида детской Познавательная инициатива - …… (познавательно-исследовательская практика) инициативы Коммуникативная инициатива- …( коммуникативная практика) Творческая инициатива Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных Инициатива целеполагания практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной Познавательная инициатива деятельности). Коммуникативная инициатива 25. Что является главной целью - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности взаимодействия педколлектива ДОУ с родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья семьями воспитанников? детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; - обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; - повышение воспитательного потенциала семьи. 26. Решение каких основных задач - информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей способствует реализации главной цели ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах поддержки семьям, имеющим взаимодействия пед коллектива ДОО с детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; семьями воспитанников? - просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; - способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; - построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; - вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. 27. По каким направлениям осуществляется - диагностико-аналитическое построение взаимодействия - просветительское педагогического коллектива с семьями? - консультационное 28. Дайте определение понятия Воспитание - это … деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для «воспитания» изложенного в ФОП? самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 29. Что предусматривает программа Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества воспитания? 30. Какие ценности лежат в основе патриотического воспитания - …..Ценности «Родина» и «Природа» Патриотического воспитания Духовно -нравственного воспитания Социального направления воспитания Познавательного направления воспитания Физического и оздоровительного направления воспитания Эстетического направления воспитания 31. С какими направлениями воспитание соотносятся образовательные области Социально -коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие 32. Что включает в себя содержательный раздел Программы воспитания? духовно-нравственного воспитания -…. Ценности «Милосердие», «Жизнь», «Добро» социального направления воспитания - … Ценности «Человек», «Семья», «Дружба», «Сотрудничество», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Милосердие», «Труд». познавательного направления воспитания -… Ценность «Познание», «Родина», «Природа», «Человек», «Семья». физического и оздоровительного направления воспитания - ….Ценности «Жизнь» и «Здоровье» трудового направления воспитания - …Ценность «Труд» эстетического направления воспитания - … «Культура» и «Красота», «Человек», «Природа». Социально-коммуникативное развитие - ….( с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым) Познавательное развитие - …..(с познавательным, патриотическим) Речевое развитие - ….(социальным и эстетическим направлением воспитания) Художественно-эстетическое развитие - …(эстетическое направление) Физическое развитие - … (физическое и оздоровительное направление воспитания) Уклад образовательной организации. Описание воспитывающей среды образовательной организации. Общности образовательной организации. Задачи воспитания в образовательных областях. Формы совместной деятельности в образовательной организации. Работа с родителями. События образовательной организации. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Организации ПРРС. 33. Является ли единым для всей ДОО План является единым для ДОО. календарный план воспитательной работы? 34. Дайте расшифровку аббревиатурам ФГОС ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт ФОП ДО ФОП ДО – Федеральная образовательная программа дошкольного образования ФАОП ДО ФАОП ДО – Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования КРР КРР – коррекционно-развивающая работа НОО НОО – начальное общее образование ОВЗ ОВЗ – ограниченные возможности здоровья ООП ООП – особые образовательные потребности ПМПК ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия РППС РППС – развивающая предметно-пространственная среда ЧБД ЧБД – часто болеющие дети УМК УМК – учебно-методический комплект