АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам реализации Программы Развития МБДОУ «Детский сад №2 «Ивушка» за период 2022-2023 учебного года. Программа развития принята 15.01.2020 г. Сроки реализации Программы 2020-2023 г. г. Цели Программы: 1. Повышение качества образовательных, здоровьесберегающих и коррекционных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью организации. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума. Задачи Программы: 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Формирование предпосылок у детей к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения. 3. Повысить конкурентоспособность организации путём предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг, внедрение в практику работы организации новых форм дошкольного образования. 4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 5. Оказание педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 6.Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу организации. 7. Модернизировать систему управления образовательной организации. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников. Ожидаемые результаты реализации Программы Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. Разработка программы педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация инновационных технологий: использование Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе обучения и воспитания дошкольников, повышения профессиональной компетентности работников детского сада; участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня. Оптимизация функционирования действующей экономической модели учреждения за счёт повышения эффективности использования бюджетных средств. Улучшение материально-технической базы. Снижение заболеваемости воспитанников, благодаря проектированию и реализации профилактической работы, коррекции нарушений в физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности. Стабильность педагогического состава детского сада, обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса. Разработчики Программы Администрация ДОУ. Информационная справка об образовательном учреждении Дата создания детского сада: 1965год Правоустанавливающие документы детского сада. Устав. Действующий Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 «Ивушка» утвержден приказом управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым от 05.08.2016 года №322 Лицензия на осуществление образовательной деятельности – от 05.05.2017, серия 82Л01 № 0001060, регистрационный номер 1003. Лицензия бессрочная. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. Основной государственный регистрационный номер: 1159102004016 Свидетельство о регистрации в налоговом органе. Основной государственный регистрационный номер 1159102004016 ИНН/КПП 9105007916/910501001. Контакты. Адрес: 297000 Республика Крым Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, д.7. Телефон: +7(36556) 2-48-88. Электронный адрес: krgv_ds2ivushka2@crimeaedu.ru Условия обучения в детском саду. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 7 групп, из них: - 2 группы для детей раннего возраста, - 5 групп для детей дошкольного возраста. Режим работы ДОУ: с 7.30 до 18.00. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Материально-техническая база. Имеется кабинет заведующего, медицинский кабинет, изолятор, методический кабинет, кабинет логопеда, спортивный зал, музыкальный зал, пищеблок, 7 групповых комнат, прачечная, и другие вспомогательные помещения Помещение детского сада находится в двух отдельно стоящих типовых двухэтажных зданиях. Имеется собственная территория для прогулок, 7 обустроенных прогулочных веранд, игровое и спортивное оборудование, благоустроенные детские площадки, хорошее озеленение. Основным направлением деятельности детского сада является реализация ООП ДО в группах общеобразовательного вида. Кадровая характеристика. На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 16 человек (старший воспитатель, 11воспитателей, 1музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре, 1 психолог, 1учительлогопед). Работник с медицинским образованием – 1 человек. Укомплектованность кадрами: Воспитателями – на 100%; Помощниками воспитателей – на 100%; Обслуживающим персоналом – 100%. Оценка эффективности реализации программы. Механизмом реализации программы являются проекты. В каждом проекте предполагается своя система оценки качества его реализации. Система оценки обладает открытостью и доступностью для всех участников образовательного пространства. Оценка реализации проектов носит качественный и количественный характер. Ежегодно на итоговых педагогических советах руководители проектов предоставляют отчеты о результатах реализации проектов, и осуществляют необходимую коррекцию. Информация о реализации программы будет размещаться на сайте ДОУ. Мы считаем, что реализация разработанной программы может способствовать созданию максимально благоприятных условий для развития воспитательнообразовательной системы, способной сформировать полноценную творческую личность здорового ребенка. 1. Создан совет по управлению процессом реализации Программы развития ДОУ Сформированы группы информационного обеспечения и анализа хода реализациипрограммы. Выявлен объем пакета документов для нахождения в режиме Программы развития ДОУ 2. Сформирована творческая группа педагогов по реализации Программы развития, наработке практического материала, разработке нового содержания индивидуальныхпрограмм развития детей Объединение квалифицированных педагогов. Проводится работа по овладению методологией, теорией и практикой введения программы, формированию целостного представления о взаимосвязи планов, программ и пособий для реализации программы 3. Изучается педагогическая, психологическая, методическая литература, передовой педагогический опыт по речевому развитию, интеллектуальноличностному.Составляются банк данных. Обобщение полученных знаний, обмен полученной информацией, Внедряются отдельные элементы в практику работы ДОУ . Выпуск информационного клуба для родителей «Вместе учимся». 4. Изучаются имеющиеся программы, технологии, методики по данному направлению 5. Проводится консультационно-методическая работа с педагогами Подготовка педагогов для качественной работы с детьми 6. Обогащается предметно-развивающая среда, изменяется ее содержание в зависимостиот потребностей детей 7. Формирование заказа на укрепление материально-технической базы для реализацииПрограммы развития 8. Привлечение родительской общественности к совместной работе по реализацииПрограммы развития 9. Изучаются запросы школы по подготовке выпускников ДОУ. Налаживание системыработы ДОУ и школы, укрепление взаимодействий 10. Подготовка отчета II этап –поисково-преобразующий Изучение имеющихся диагностических методик, апробация и определение результативности. 2. Проводится отслеживание динамики развития каждого ребенка сзаполнением индивидуальных карт. Внедрение диагностических методик. Занесение результатов в индивидуальную карту ребенка. Соотнесение результатов с ожидаемыми результатами 3. Изучается эффективность внедрения адаптированной технологии по художественному воспитанию муз. руководителя Отслеживание результативности по критериям адаптированной технологии Подготовка и представление открытых занятий для детей и родителей 4. Подготавливается к утверждению адаптированная программа воспитателя Изучение программы коллегами ДОУ, распространение Отслеживание результативности программы 1. С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ разработана технология работы с родителями, которая включает в себя: 1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с программой). 2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы. 3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, родительские собрания, обустройство участков и помещений детского сада. 4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: посещение ребенка на дому, почтовый ящик «Поговорим о наших детях», буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы. Образовательное содержание гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Основное образовательное содержание программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагог наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью метода моделирования. Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения. Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества, народным хоровым играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам. Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности и проявлению фантазии. Выпускник детского сада способен самостоятельно решать доступные познавательные задачи, осознанно использует разные способы и приемы познания, проявляет интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, имеет опыт успешной творческой деятельности. В ДОУ созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности. Постоянно ведется работа по повышению профессионального мастерства педагогов в сфере организации игровой деятельности по проблеме «Во что играют современные дети» Педагоги в учебно-воспитательной работе держат в поле зрения все источники детской игры, способствующие обогащению игрового опыта: знакомят с явлениями общественной жизни, с предметами ближайшего окружения на экскурсиях, целевых прогулках; устраивают встречи, дружеское общение с людьми труда в детском саду; рассказывают о себе и людях разных профессий; используют иллюстрации, художественную литературу в развитии содержания игры; изготавливают совместно с детьми игрушки и пособия для игр; используют стихийный опыт детей, их впечатления, полученные из других источников. Творческий поиск и мастерство воспитателей позволили создать условия в группах для успешного развития каждого ребенка в процессе свободной игровой деятельности. Для этого совместно с родителями и детьми организована предметно-развивающая среда детских групп, освобождено пространство для творческих игр. Воспитатели не ограничиваются только созданием условий для творческих игр, они активно включаются в игровой процесс вместе с ребенком, наблюдают за играми, влияют на их содержание, обогащая его, содействуют развитию сюжета игры, изобретательности, творчества детей, отвлекают от нежелательных игровых ситуаций, побуждают к играм малоактивных детей, изучают интересы, переживания, одаренность, уровень интеллектуального и личностного развития, используют игру как форму эмоционального общения и ролевого самовыражения. Наряду с сюжетными играми педагоги используют игры с правилами: - дидактические: - игры с предметами и игрушками; -словесные дидактические игры; -настольно-печатные; - музыкально-дидактические; - подвижные игры: -сюжетные; -бессюжетные; - с элементами спортивных игр. Дидактическая игра хорошо зарекомендовала себя в младшей группе как форма занятия, а в старшей - как его часть. Театрализованные игры-драматизации позволяют педагогам формировать у детей творчество, актерское мастерство; учат детей перевоплощаться, звукоподражание, импровизировать средствами мимики, выразительностью движений, дают возможность окунуться в атмосферу волшебства театра. Планомерное и систематическое проведение игр в режиме дня ДОУ: утром до завтрака, в промежутках между занятиями (в старших группах), после занятий на дневных и вечерних прогулках, вечером до ухода детей домой. Разнообразие игр, умелое руководство педагогами детскими играми позволяет добиться определенных результатов: - повышается творческая активность детей в игре; - дети самостоятельно распределяют роли, объединяются в игровые коллективы, действуют сообща, договариваются о сотрудничестве, решают спорные вопросы и конфликты, подбирают нужные для сюжета игрушки, они общительны, доброжелательны; - умеют импровизировать. Слабая сторона. Следует обеспечить игре такое место в педагогическом процессе, чтобы она стала по праву ведущей формой организации «детского общества». Речевое развитие Конечная цель работы дошкольного учреждения по развитию речи детей состоит в формировании правильной литературной устной речи и отношения к ней как особой сфере действительности. Для достижения этой цели свои усилия педагоги направляют на развитие у детей связной речи, словаря, на освоение ими грамматически правильной речи и звуковой культуры, на подготовку и обучение их грамоте. Сильная сторона. В ДОУ создана положительная языковая сфера и условия обучения родному языку: богатый дидактический материал (серии картин, речевые игры, репродукции), театральные уголки, детская библиотека с научным и художественным фондом. Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, соблюдается «фон тишины», тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению. В старшей группе ведется обучение грамоте воспитателями с учетом возможностей детей и спецификой работы в ДОУ. Основное внимание педагоги уделяют развитию фонематического слуха и обучению звуковому анализу. Речевая активность детей на занятиях достаточно высока, сформированы речевые знания и умения, соответствующие возрастным возможностям детей: в младших и средних группах дети употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова. Старшие группа используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль разнообразными предложениями. В старшей группе дети анализируют слово и предложение, владеют звуковым анализом и синтезом. Использование нестандартных форм работы, современных методов активизации умственной и речевой деятельности позволяет педагогам раскрыть творческий потенциал своих воспитанников. В целях повышения профессиональной компетенции воспитатели применяют в работе нетрадиционные формы подачи материала: проблемные семинары, экспресс- информацию, специальные стенды. Педагоги ДОУ используют различные средства информации для родителей по вопросам речевого развития: проведение групповых родительских собраний «Знаете ли вы своего ребенка?»; публикации статей «Если ребенок плохо говорит»; консультации «Кто такой гиперактивный ребенок?», «Вечерние игры родителей с детьми»; оформление стендов и уголков, где даются сведения о степени сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Это позволяет повысить активность и заинтересованность родителей в проведении совместной коррекционной работы. Слабая сторона. Недостаточно освоены формы работы с родителями детей 3-5 лет, не все понимают необходимость тесного сотрудничества с педагогами. Совместными усилиями сотрудников, родителей и детей создана комфортная предметная развивающая среда, в которой отражено конкретное содержание реализуемых программ. Учебное и игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает санитарно – гигиеническим требованиям. Оно безопасно в эксплуатации, удобно и рационально расположено. Имеется свободный доступ к игровому и спортивному оборудованию, к средствам для занятий коррекцией речи, художественной, изобразительной, конструктивной и подвижной деятельностью. В группах создана коррекционно – развивающая среда, способствующая коррекции имеющихся отклонений в развитии: разнообразные зоны детской деятельности, уголки релаксации, уголки для работы с различными материалами для развития мелкой моторики – логопедические уголки, физкультурные уголки. Наличие технических средств позволяет детям слушать музыкальные произведения, соответствующие их эмоциональному настрою, смотреть любимые мультфильмы, слушать сказки. Тем не менее, актуальным остается следующая проблема: Сложность в пополнении игровых уголков игровым дидактическим материалом, эстетически оформленных и добротно изготовленных игрушек и пособии Анализ заболеваемости и посещаемости детей дал следующие результаты: пропуск одним ребенком за последние три года составил в среднем 12 дней, а заболеваемость – 7 случаев на одного ребенка в год. За истекший период педагогический коллектив осуществлял поиск инновационных моделей деятельности ДОУ, педагогических технологий, позволяющих развивать новый тип профессионалов. Динамика развития деятельности образовательного учреждения по внедрению и реализации современных программ и технологий состояла в парциальном их введении в образовательный процесс. Появились многообразные точки зрения, взгляды на эффективность применяемых технологий. Необходимо отметить, что обнаружено стремление воспитателей изменить содержание собственной деятельности, что выразилось в применении разнообразных технологий развития, образования и воспитания детей. Уровень развития и освоения детьми программы определяется при помощи диагностического обследования Результатом осуществления воспитательно – образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению к школе. По результатам индивидуальных бесед с родителями, выпускники нашего детского сада хорошо осваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявленным дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача сохранения и укрепления здоровья детей. Для решения этой задачи в детском саду постоянно проводятся закаливающие мероприятия. Одной из главных задач в деятельности ДОУ является охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического и психического здоровья. В соответствии с программой производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнения противоэпидемических мероприятий в детском саду медицинская сестра и администрация учреждения проверяют соответствие состояния помещений детского сада санитарно – гигиеническим требованиям, педагоги осуществляют оздоровительно – профилактическую работу, определяют степень физической нагрузки для часто болеющих детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости воспитанников, результаты которого обсуждаются на оперативных совещания, производственных собраниях и педагогическом совете. Особое внимание уделяется закаливанию. Основные методы закаливания: прогулки, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, босоногое хождение, контрастные воздушные ванны. Закаливающие процедуры сочетаются с общеразвивающими упражнениями, дыхательной гимнастикой, игровыми упражнениями, что, несомненно, повышает оздоровительный эффект. При организации образовательного процесса соблюдается режим дня воспитанников, 2 раза в день (зимой), 3 раза летом проводятся прогулки, закаливающие процедуры, выполняются требования к учебной нагрузке и организации двигательного активности с учётом здоровья детей. Профилактическая и лечебно – профилактическая работа в детском саду осуществляется во взаимодействии с врачом ФАП, которая проводит углубленный осмотр детей. На основе результатов осмотра воспитатели детского сада вырабатывают рекомендации по выбору закаливающих процедур и объёму физической нагрузки. Данные углублённого осмотра каждого ребёнка отражаются в личных медицинских картах, в журнале здоровья (у медицинских работников) и в листах здоровья (в каждой возрастной группе). Особое внимание уделяется организации питания детей, т.к. рациональное (полноценное питание) играет первостепенную роль в обеспечении гармоничного роста и развития, поддержании здоровья, работоспособности и устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов. Питание в детском саду соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, натуральные нормы выполняются на 95%. Блюда отличаются разнообразием, в рацион входят свежие фрукты, соки, овощи в натуральном виде и в виде салатов. В детском саду организуются спортивные мероприятия с привлечением родителей. Но как правило, мало семей принимают в них участие. Анализ взаимодействия с семьёй воспитанников. Изучение семейной микросреды и социально – психологический анализ помогает дифференцированно подходить к работе с родителями. Работа с родителями строится по нескольким направлениям: Укрепление здоровья детей (совместно с медицинским работником и педагогами); Создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами); Защита прав ребёнка, Формирование личности ребёнка; Индивидуальная воспитательная работа. Формы работы детского сада с семьёй: Приглашение родителей на занятия. «День открытых дверей»; Привлечение родителей к участию в совместных с детьми конкурсах, соревнованиях, выставках; Проведение индивидуальных, групповых бесед, консультаций, собраний; Направление родителей к специалистам для обследования ребёнка, получения консультации и необходимой помощи Таким образом, большинство родителей удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Возможности принимать участие в разных формах сотрудничества с детским садом привлекает немногих. Уровень взаимодействия детского сада и семьи можно оценивать как достаточной. Проблема: отстранённость семьи от образовательного пространства учреждения, недостаточный уровень психолого – педагогической компетентности родителей; низкий уровень мотивации и инициативы родителей к совместной деятельности и сотрудничеству с детским садом; доминирование в детском саду традиционных форм взаимодействия с семьёй. Факторы, способствующие решению проблемы: условия, имеющиеся для включения семей в образовательное пространство детского сада; готовность детского сада к переходу на более качественный уровень сотрудничества с родителями. • Анализ состояния управления ДОУ. • Система управленческого планирования работы детского сада представлена программой развития учреждения, годовым планом. Наличие программы развития учреждения позволяет чётко видеть перспективы деятельности учреждения, является основанием для осуществления годового планирования, определяет контрольные параметры деятельности учреждения. • Годовой план, как тактический документ, обеспечивает эффективную деятельность учреждения в течение учебного года, способствует решению